Фармацевтический рынок – это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании – производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров, а также сами пациенты [5]. Подобное деление участников фармацевтического рынка необходимо, прежде всего, для дифференциации их потребностей в отношении предлагаемых лекарственных средств.
Особенностью фармацевтического рынка можно назвать его двойственность: с одной стороны – это значимость свойств предлагаемого лекарственного средства, с другой – и профессионализм продавца, т.е. медицинского представителя фармацевтической компании.
Перейдём к рассмотрению конкретного субъекта фармрынка Сургута «Фармадом» – это региональная розничная аптечная сеть, активно развивающаяся с 2003 года, включающая в себя 5 аптек [1].
Основными видами деятельности является: розничная торговля лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предметами санитарии и гигиены, лечебной косметикой, БАДами, различными парафармацевтическими товарами; прием и изготовление препаратов по рецептам врачей; прием и изготовление заказов на оптику; мелкооптовый отпуск медикаментов и изделий медицинского назначения ЛПУ, детским садам, школам и другим организациям по наличному и безналичному расчетам через банк или терминалы. Техническое оснащение аптек позволяет оперативно отслеживать всю информацию о забракованных и фальсифицированных сериях лекарственных препаратов, обнаруженных на территории РФ. Уделяя большое внимание качеству реализуемых медикаментов, тщательно подходят и к выбору поставщиков лекарственных средств. По этой причине предприятие работает только с производителями и проверенными дистрибьюторами, занимающими первые позиции в рейтинге поставщиков страны.
Большое внимание в компании уделяется карьерному и профессиональному росту специалистов, которые постоянно проходят обучающие тренинги и тестирования, позволяющие проверять уровень подготовки и компетентность персонала, знакомить с новинками фармацевтического рынка, новыми подходами и инновациями, корректировать недостатки в работе. Специалисты также проходят обучение непосредственно у самих производителей лекарственных средств и получают всю необходимую информацию о новых прогрессивных препаратах.
Сеть развивается: открываются новые аптеки, структурные подразделения, появляются интересные вакансии, поэтому достойные и подающие надежды специалисты в не зависимости от возраста, имеют равные возможности для карьерного роста в данной компании.
«Фармадом» является участником программы «Гарантия качества». Динамика продаж аптек «Фармадом» за последние 4 года представлена ниже.
Таблица 1
Динамика продаж аптек «Фармадом» [1]
год | Объем продаж, руб. | Относит. показ., % | Абсолют. показ., руб. |
2009 | 5 600 000 | - | - |
2010 | 6 160 000 | 1,1 | 560 000 |
2011 | 6 750 000 | 1,1 | 590 000 |
2012 | 7 400 000 | 1,1 | 650 000 |
Как мы видим, относительный показатель динамики примерно везде одинаков. Если же сравнивать 2012 и 2009 года, то прирост составил 1,3%. Повышение доходности является показателем того, что несмотря на высокую конкуренцию на фармацевтическом рынке сеть аптек «Фармадом» является востребованной. Для рассматриваемой сети аптек характерны те же проблемы, что и для аналогичных российских фармацевтических хозяйствующих субъектов
Существуют следующие проблемы в фармацевтической деятельности.
1. В отличие от других товаров и услуг оказание медикаментозной помощи гораздо больше требует личных контактов врача и фармацевта, с одной стороны, и потребителя - с другой. Предоставление этой помощи характеризуется высокой степенью индивидуальности и нестандартности врачебно-фармацевтического подхода к потребителю. Типичное же для рынка посредничество в такой ситуации зачастую негативно влияет на лечебный процесс.
2. Рынок не способен с помощью ценового механизма оценить внешний конечный эффект деятельности людей, включая отдаленные социальные последствия принимаемых решений [2]. Внешний конечный эффект заключается в обеспечении социально-экономической безопасности, поддержании экономического равновесия, сохранении эстетических ценностей, улучшении физического здоровья, сокращении заболеваемости, увеличении продолжительности жизни, росте творческого потенциала личности, уровня ее гражданственности и нравственной культуры и т. д. Эти виды внешнего эффекта не поддаются непосредственному денежному выражению.
3. Потребность в лекарственных средствах является одной из самых насущных проблем, поскольку она непосредственно связана с самым ценным, что имеет человек - его жизнью. Охрана и укрепление здоровья представляют собой витальную потребность.
4. Сегодня на российском фармацевтическом рынке доля импортных лекарственных средств составляет около 80% [4]. Это одна из главных проблем отечественной фармацевтической отрасли, угрожающая национальной безопасности страны. За счет высокой конкуренции на рынке происходит снижение объемов отечественного производства, что негативно влияет на развитие фармацевтической отрасли. К тому же эта ситуация существенно уменьшает налоговые поступления в российский бюджет. Наиболее остро данную проблему чувствуют на себе потребители, которым приходится приобретать лекарства по высоким ценам, ведь стоимость некоторых импортных препаратов превышает стоимость отечественных аналогов в 60 раз.
Таблица 2
Аналоги лекарственных средств [5]
Лекарства иностранного производства | Лекарства отечественного производства |
Зовиракс (240 руб.) | Ацикловир (40 руб.) |
Иммунал (200 руб.) | Эхинацеи экстракт (50 руб.) |
Зиртек (220 руб.) | Цетиринакс (80 руб.) |
Имодиум (300 руб.) | Лоперамид (20 руб.) |
Йодомарин (220 руб.) | Калия йодит (100 руб.) |
Кларитин (180 руб.) | Лорагексал (60 руб.) |
На данном этапе, России необходимо сократить долю иностранных лекарств и увеличить долю отечественных. Из представленной таблицы 2 можно увидеть пример, того как по более низким ценам можно приобретать аналогичные лекарственные средства, но уже российского производства.
Перспективами же развития фармрынка можно назвать: 1)увеличение обеспеченности населения, учреждений системы здравоохранения и Вооруженных Сил РФ лекарственными средствами отечественного производства; 2) повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству лекарственных средств с международными требованиями; 3) стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств и поддержка экспорта российских лекарств, в том числе за счет выработки дополнительных механизмов финансирования оригинальных разработок; 4) защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивание условий доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей;
5. осуществление технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли; 6)совершенствование системы подтверждения соответствия качества лекарственных средств, включая меры по устранению избыточных административных барьеров по регистрации отечественных лекарств и обеспечение надлежащего контроля за их качеством.
Список литературы:
1. Компания «Фармадом». Электронный ресурс. Режим доступа: www. pharmadom.ru
2. Романова С. // Фармацевтическая промышленность, 2010, № 3. - С. 57-62.
3. Трофимова Е. О. //Методология аналитических исследований фармацевтического рынка, 2007, №2.- С. 49
4. Управление экономическими системами, электронный научный журнал. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.uecs.ru/marketing/item/ 2193-2013-06-15-05-56-23.
5. Фармацевтический рынок. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.expertsm.com/ru/markets/2011-06-06-10-55-16.