В современных условиях выпускнику высшего образовательного учреждения важно не только овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и иметь постоянную потребность в определенных успехах и достижениях, приобрести уверенность в своей востребованности на рынке труда. В связи с этим целесообразно постоянно прививать обучаемым интерес к непрерывному самообразованию, накоплению знаний, проявлениям самостоятельной деятельности. Основной движущей силой этого процесса является мотивация к обучению. Остановимся на некоторых способах её повышения [1 – 3].
Одна из основных ошибок, особенно в условиях дефицита аудиторного времени, отводимого на изучение дисциплины, заключается в передаче максимально возможного количества теоретизированных знаний, без обоснования их необходимости. В связи с этим студент должен получить чёткое представление о том, что техническая механика является базисом для изучения последующих специальных дисциплин, и что её освоение неизбежно пригодится ему в работе по специальности. Причём, преподаватель обязан доказать всем присутствующим в аудитории тесную связь изучаемой дисциплины с последующей практической деятельностью. На эту дальнейшую работу должен быть ориентирован специализированный подбор задач, рассматриваемых на лекционных и практических занятиях.
Следует обратить внимание на дифференциацию системы предлагаемых заданий. Необходима постановка посильных учебных задач. В условиях сокращения аудиторного времени, как правило, удаётся рассмотреть лишь типовые примеры. Однако, в процессе выполнения домашних работ наличие слишком простых или затруднительных заданий вызовет понижение мотивации к дальнейшему изучению предмета. Поэтому сложность выдаваемых задач должна соответствовать уровню подготовки студента, а, возможно, быть немного выше, чтобы побудить студентов к самостоятельному анализу получаемой на занятиях информации и прочтению дополнительной литературы.
Как правило, в каждой группе можно выделить одного-двух студентов с изначально высокой мотивацией к изучению технической механики. Обратив на них особое внимание, следует привлекать их к работе в рамках специализированного кружка, где возможно не только более подробное рассмотрение задач текущего курса, но и разбор заданий олимпиадного уровня.
Преподавателю следует подробно останавливаться на типовых ошибках, допущенных во время выполнения домашних и контрольных работ. Целесообразно привлечь студентов к обсуждению наиболее распространённых недочётов и совместными усилиями приходить к правильным решениям.
Список литературы:
1. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
3. Поляков, Ю. А. Формирование адекватного отношения студентов к информации, получаемой с помощью интернет-ресурсов / Ю. А. Поляков // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2015. – № 10. – С. 104 – 108.