Нервно-психическое напряжение старшеклассников в учебной деятельности




Ноговицына Анна Михайловна

педагог–психолог
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №31», Республика Саха (Якутия), г. Якутск


Аннотация: В статье описывается нервно- психическое напряжение старшеклассников в учебной деятельности и во время экзаменов.

Ключевые слова: экзамены, ЕГЭ, выпускник, стрессовая ситуация, нервно – психическое напряжение, экзаменационный стресс.




Библиографическое описание: Ноговицына А.М. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.133-134


В век стремительных скоростей, развития новых технологий, экономических и технократических кризисов жизнь людей чрезвычайно усложнилась. В свете всевозрастающих требований к уровню образованности возросли и требования школы к выпускникам. Для современных школьников характерна большая образовательная умственная нагрузка в условиях дефицита двигательной активности. Процесс обучения в старших классах связан с подготовкой детей к экзаменам, к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).

Стресс – это состояние напряжения, мобилизации резервов, возникающее под влиянием чрезвычайных и интенсивных воздействий. В стрессовой ситуации происходит стимуляция всех систем организма. Как только мозг воспринял сигнал из окружающей среды, начинается выработка гормонов адреналина и кортизола. Нервная система без всяких сознательных усилий с нашей стороны рассылает по всему телу сигналы о необходимости приготовиться к действиям в данной ситуации, которая может быть чрезвычайна для конкретной личности. Задача любого старшеклассника – успешно пройти выпускные экзамены за неполную и полную среднюю школу. В результате происходящих в организме химических преобразований резко повышается уровень энергии, и повышается чувство возбуждения и напряжения. Стрессовая реакция приводит к следующим физиологическим изменениям в организме: усиливается потоотделение, учащается дыхание и расширяются дыхательные пути, печень увеличивает выброс сахара в кровь, мышцы напрягаются, пересыхает во рту, сердце бьется учащенно, повышается давление и т.д. Если стрессовая ситуация повторяется часто, тело начинает испытывать некий дискомфорт. Любая часть нашего организма в ответ на стресс может проявить себя неприятными ощущениями. Наличие осознанной угрозы – это основной стрессовый фактор человека. И многими старшеклассниками экзамены и ЕГЭ осознается как угроза.

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов.

Объектом исследования выступили обучающиеся 11 классов. Первая проба была взята во время обычной учебной деятельности в 1 четверти, вторая - перед экзаменами, в конце 4 четверти. Выборка составила 37 человек. Результаты по проведенному исследованию, выглядят следующим образом:

 

1 проба до экзаменов 2 проба перед экзаменами
НПН 1 – 28 человек, это 75,7% НПН 1 – 23 человек, это 62,1 %
НПН 2 – 9 человек, 24,3% НПН 2 – 13 человек, 35,2 %
НПН – о человек, 0% НПН 3 – 1 человек, 2,7%

 

Средний балл до экзаменов равен 45,5. Средний балл во время сессии увеличился до 48,3. Коэффициент корреляции Пирсона r=0,3. Количество старшеклассников с 1 степенью НПН перед экзаменами, по сравнению с доэкзаменационными результатами, сократилось на 13,4%. А количество старшеклассников с НПН 2 степени перед экзаменами возросло на 10,9 %, и с НПН 3 степени возросло на 2,7%.

Таким образом, уровень нервно-психического напряжения перед экзаменами существенно выше, чем во время обычной учебной деятельности.

Следует также отметить, что наличие у старшеклассника НПН 2 степени говорит не только о возросшем напряжении, но и о его старании в подготовке к экзаменам. НПН 2 степени характеризуется повышением продуктивности деятельности, активизацией когнитивной деятельности и сопровождается ощущением подъема, готовности к работе. Но НПН 3 степени, напротив, - очень тревожный сигнал. Характеризуется общей дезорганизацией, снижением продуктивности деятельности, дезорганизацией психической деятельности на фоне выраженных нарушений в эмоциональной сфере, физическим и психическим дискомфортом.

 

Список литературы:

1. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1995, с. 8-11.

2. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Эксперементальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. // Психологические исследования. - М., 1985, № 4, с.112-119.

3. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология / Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.

4. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999, с. 442-453.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»