+7 989 669 15 15



Новеллы законодательства о страховых посредниках: проблемы и перспективы




Овчинникова Ю.С.

Сектор гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН, г. Москва.

В статье анализируются проблемы законодательства о страховых посредниках. Уделяется внимание вопросам лицензирования, имеются предложения по внесению изменений в законодательство.

Ключевые слова: Ключевые слова: страховой агент,страховой брокер,страховые посредники,лицензирование.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В настоящее время проблемы правового положения страховых посредников особенно актуальны - это связано с последними существенными изменениями в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее-Закон).[1] Данные новеллы, несмотря на положительные аспекты, имеют недоработки и пробелы, что требует комментариев.

В Закон впервые введено понятие деятельности страховых агентов и брокеров по страхованию и перестрахованию. Она осуществляется в интересах страховщиков или страхователей и связана с оказанием им услуг по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлением, заключением и сопровождением договора страхования (перестрахования), внесением в него изменений, оформлением документов при урегулировании требований о страховой выплате (п.1 ст.8 Закона).

 По сравнению с предыдущей редакцией в пункте 1 статьи 8 Закона появились два существенных изменения. Во-первых, отменено требование о постоянном проживании страхового агента на территории Российской Федерации. Во-вторых, страховыми агентами могли быть только коммерческие организации – теперь любые юридические лица.

Отмена требования о постоянном проживании страхового агента на территории Российской Федерации вполне оправдана. Это связано с тем, что, в отличие от брокера, страховой агент не осуществляет самостоятельную страховую деятельность. Со вторым изменением ситуация сложнее. Исходя из смысла пункта 1 статьи 8 Закона, страховыми агентами могут быть все юридические лица, в том числе некоммерческие организации. Как известно, у некоммерческих организаций специальная правоспособность и они вправе осуществлять только те виды деятельности, которые соответствуют их уставным целям. Соответственно, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это «служит достижению целей, ради которых она создана и соответствующую указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах» (п.2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях»)[2]. Таким образом, страховыми агентами могут быть только коммерческие организации. По этой причине правильной представляется прежняя редакция пункта 1 статьи 8 Закона, согласно которой страховыми агентами признавались только коммерческие организации.

Контроль над деятельностью страховых брокеров осуществляется органом страхового надзора и страховщиком в части исполнения обязанностей, предусмотренных договором (п.9 ст.8 Закона). Деятельность страховых агентов контролируется страховщиком, в том числе путем проведения проверок предоставляемой ими отчетности (п.5 ст.8 Закона). Таким образом, можно выделить два вида контроля над деятельностью страховых посредников - на основании закона, который осуществляется органом страхового надзора и применяется только к страховым брокерам и на основании договора, который применяется как к страховым брокерам, так и к агентам. При этом, с нашей точки зрения, если страховой брокер действует в интересах страхователя (перестрахователя), последний также может контролировать исполнение брокером его обязанностей в рамках договора.

В связи с этим желательно уточнить пункт 9 статьи 8 Закона путем указания на то, что контроль над деятельностью страховых брокеров осуществляется органом страхового надзора, страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем) в части исполнения обязанностей, предусмотренных договором.

 В новой редакции существуют также недоработки в вопросе предоставления страховыми посредниками информации. В частности, согласно пункту 10 статьи 8 Закона страховые агенты и страховые брокеры- юридические лица обязаны размещать определенную информацию на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом имеется ссылка на пункты 5 и 8 той же статьи, где должен содержаться состав данной информации. В данных пунктах определены обязанности страховых посредников по передаче информации клиентам. Однако ссылка на данные статьи может поставить страховых агентов и брокеров в тупиковую ситуацию. Во-первых, не может совпадать состав информации, передаваемой клиентам, и размещаемой на сайте в сети «Интернет». Во-вторых, в данных нормах не определен конкретный перечень такой информации, что, безусловно, может создать почву для необоснованных требований к страховым посредникам. Следовательно, конкретный перечень информации, которую страховые агенты и брокеры обязаны размещать на сайте в сети «Интернет», должен содержаться в пункте 10 статьи 8 Закона.

Деятельность страхового брокера как субъекта страхового дела подлежит лицензированию. Страховым брокерам выдается лицензия, с момента получения которой у них возникает право на осуществление страховой брокерской деятельности. В пункте 1 статьи 32 Закона впервые дано понятие страховой лицензии как специального разрешения на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела. Однако данное понятие сформулировано неверно. Субъективное право страхового брокера на осуществление соответствующей деятельности предоставляется Законом, а юридическим фактом или основанием для возникновения данного права. По этой причине органом страхового надзора не может выдаваться «разрешение на право». Понятие страховой лицензии может выглядеть следующим образом - «лицензия в области страхования является специальным разрешением на осуществление страховой деятельности, которое предоставляется субъекту страхового дела органом страхового надзора».

Таковы основные проблемы законодательства о страховых посредниках, будут ли они решены-покажет практика.



[1] См. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992 года №4015-1; РГ РФ № 6 от 12 января 1993 года; См. также ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 23 июля 2013 года № 234 –ФЗ; СЗ РФ 2013 г., № 30(ч.1), ст.4067.

[2] См. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ; СЗ РФ, 1996 г.,

№ 3, ст.145. 

Список литературы:

1.Ю.Б. Фогельсон. Страховое право. Теоретические основы и практика применения/ Ю. Б. Фогельсон. -Москва; Изд-во «Норма», 2013 г.-574с.

2. В. Ю.Абрамов. Страховое право/ В. Ю. Абрамов. -Москва; Изд-во «Анкил», 2004г. – 182 стр. 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-416
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 30 марта 2018 г.
E-416
Направления: экономика,социология
Прием материалов 29 марта 2018 г.
P-117
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 28 марта 2018 г.