+7 989 669 15 15



Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста




Запорожцева Е.В. и др.

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 173 «Василек» г. Тольятти



Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Запорожцева Е.В., Завадская С.В., Котельникова Е.И. НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.37-38


Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно, не зная своей истории, поэтому в настоящее время приоритетной задачей является изучение истории родного края, его традиций, культуры. В воспитании гражданина и патриота своей Родины особенно важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно в дошкольном детстве закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, раскрываются таланты и способности детей. С возрастом у человека любовь к малой родине перерастает в любовь к большой Родине. Чувство патриотизма не возникает у человека само по себе. оно формируется в результате целенаправленного и длительного воспитательного воздействия на человека с раннего детства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми гражданской позиции.

Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Наше дошкольное учреждение проводит большую работу по формированию патриотических чувств у детей. Эта работа является последовательной и начинается с наиболее близкого, знакомого (семья, детский сад, улица, микрорайон), постепенно переходя к более глобальному – город, страна.

Построение педагогического процесса осуществляется с учетом возрастных возможностей детей и доминирующих целей воспитания, в сочетании разных методов и приемов и органически охватывающих практически все виды деятельности детей.

Воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении строится по комплексно-тематическому принципу. Мы говорим и играем в то, что происходит в данный момент в стране. Планирование работы с детьми ориентировано на государственные праздники. Кроме этого знакомим детей с фольклором (знакомство с пословицами, поговорками, народными приметами и загадками, и т.д, народным прикладным искусством, замечательными русскими писателями, художниками.

В работе по патриотическому воспитанию используются различные формы совместной деятельности. Это беседы, рассматривание картин, чтение книг, игры, труд, праздники, посещение краеведческих музеев и т.д.

В группах создана предметно – развивающая среда патриотической направленности:

- оборудованы центры «Моя Родина - Россия»;

- подобраны дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;

- оформлены папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город», «Тольятти и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края» и др;

- оформлены сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.

- подобрана методическая, художественная литература, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.

Успешная работа по патриотическому воспитанию детей невозможно без тесного взаимодействия с родителями. Родители принимают активное участие в реализации проектов, оказывают посильную помощь в организации предметно-развивающей среды, в проведении экскурсий, составлении альбомов о родном городе, народных праздниках. Все это вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать, любить свою Родину. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию дошкольников даёт устойчивое, положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, проявляется доброжелательное отношение к окружающим, сопереживание другому человеку.

 

Список литературы:

1. Байдина Е.А. Мини‐музей в ДОУ как средство патриотического воспитания // Справочник старшего воспитателя. – 2013. – №2. – 120 с.

2. Ветохина А.Я. Нравственно‐патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. – СПб.: Детство‐пресс, 2010. – 192 с.

3. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско‐патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 104 с.

4. Маханева М.Д. Нравственно‐патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»