В связи с адаптацией системы среднего общего образования к новому федеральному государственному образовательному стандарту и интеграцией России в мировое культурное сообщество особую популярность приобретает модель языкового образования, которая включающая в себя лингвистический, культурологический и социальный аспекты в обучении иностранным языкам. Новый социальный заказ общества расширил цели обучения иностранным языкам в средней школе и изменил требования, предъявляемые к уровню владения иностранным языком выпускников школ.
Практика общения с иностранцами показывает, что беглость и правильность в лексико-грамматическом аспекте не являются гарантией взаимопонимания. Отсутствие знаний об особенностях культуры страны изучаемого языка приводит к возникновению культурного барьера, который значительно осложняет общение между представителями различных лингвосообществ [1].
Изучение иностранного языка является, своего рода, постижением, а главное принятие языковой картины мира народов, говорящих на этом языке, а это значит, что для достижения основных целей обучения необходимо постепенное погружение в новую, пока еще чуждую иноязычную среду, с ее традициями и обычаями, этикетными и поведенческими нормами. Каждый урок иностранного языка - это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру [1].
Анализ педагогической литературы (М. Байрам, Н.Д. Гальскова, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев и др.) показал, что исследователи выделяют различные факторы, обосновывающие необходимости соизучения языков, культур и цивилизаций. Целесообразно выделить четыре группы факторов, оказывающих немаловажное влияние на такую подачу материала:
1) Педагогические факторы;
2) Политико-экономические факторы;
3) Социальные факторы;
4) Исторические факторы.
На сегодняшний день основной целью преподавания иностранных языков в средней общеобразовательной школе является обучение языку как реальному средству общения в пределах тем, обозначенных в образовательном стандарте по иностранному языку. Это значит, что учителю иностранного языка необходимо дать почувствовать учащимся, что они являются частью мирового культурного сообщества. Социализация школьников в поликультурном обществе достигается за счет формирования у учащихся социокультурной компетенции. Это означает, что при проведении урока наряду с общеобразовательной, воспитательной и образовательной должна реализовываться и социокультурная цель урока.
Таким образом, учителю иностранного языка необходимо принять во внимание изменения, коснувшиеся формулировки целей и задач урока иностранного языка, подобрать наиболее эффективные методы и средства для их реализации на уроке. Именно это позволит воссоздать на уроке ситуацию близкую к реальной ситуации общения и дать учащимся не только базовый лексико-грамматический запас знаний, но и познакомить с культурой страны изучаемого языка, что в дальнейшем позволит им преодолеть и языковой, и культурный барьеры.
Список литературы:
1. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка: Теоретические вопросы обучения иностранного языка / Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 14-19.