Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013года, к числу основных угроз общественному порядку, общественной безопасности на ряду с терроризмом и экстремизмом относит и коррупцию.
«Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким... Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене» [2].
Легальное определение «коррупции» сформулировано в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции». Это: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].
Термин «общественный порядок» часто употребляется в нормативно-правовых актах по противодействию коррупции. Вместе с тем при весьма распространенном использовании четкое его определение законодательно не закреплено.
Словарь современного русского литературного языка трактует понятие «порядок» как состояние благоустроенности, надежности и организованности, противопоставляя его «беспорядку, хаосу» [5].
В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и не правовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения. Общеюридическое определение общественного порядка было предложено И.Н. Даньшиным: «Общественный порядок - это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества» [3, с.68].
Некоторые исследователи считали, что в понятие «общественный порядок» следует включать и общественную безопасность. К примеру, О.Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова» [8, с.118].
В современной юридической литературе можно отметить предложенное определение Чучаевым А.И.: «Общественный порядок как составная часть общественной безопасности. Он понимается как система отношений между людьми, совокупность правил поведения в обществе, установленных нормативными актами, нормами морали, обычаями, традициями, обеспечивающих обстановку спокойствия и защищенности в различных социальных сферах» [6].
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Не смотря на активное обсуждение в российском обществе актуальной проблемы - проблемы коррупции, её пагубного влияния на общественный порядок, несмотря на то, что работа по противодействию коррупции осуществляется всеми органами государственной власти «коррупция продолжает оставаться одной из угроз безопасности общества и устойчивого развития общества" [14]. Так же смело можно сказать, что коррупция сегодня – одна из острейших социальных проблем государства и общества.
Необходимо отметить, что «…коррупция – универсальный феномен, присутствовавший во все века и во всех странах. Подобно греху, она присуща человеческой природе» [10, с.110]. «Коррупция, будучи сложным социальным феноменом, порождением общества и общественных отношений, является одним из проявлений продажности. Она носит комплексный, системный характер и в целом характеризует любое государство. Ее определяют, как мощный фактор, который деформирует политическую организацию общества и подрывает демократические процедуры. Основная опасность ее заключается в разрушительном воздействии на основы государственного управления и правового регулирования общественных отношений. Как опасное явление социально-политической жизни, она отражает степень активности и сознательности гражданского общества. Если же «мздоимство», «лихоимство» и «кумовство» становятся социальной нормой, находя свое выражение во всем, даже в фольклоре, то подобного рода отношения не могут не затронуть и государственную власть» [8, с.66].Проблема борьбы с коррупцией в России имеет исторические корни». В подтверждение этого Т.М. Сулейманов отмечает, что «…корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных вопросов» [13, с.25]. «В русском языке коррупция и взяточничество как одна из ее форм исторически обозначились терминами «лихоимство» и «мздоимство». Мздоимство впервые упоминается в русских летописях XIII…XIV вв.» [13, с.25]. Первое законодательное ограничение коррупционных действий осуществил Иван III, но окончательно мздоимство было признано в качестве уголовного преступления во время правления Ивана IV (Судебник 1550 г. и Судная грамота 1561 г. [13, с.26]. В качестве наказания за эти преступления предусматривались временное и бессрочное тюремное заключение и смертная казнь. По мере обострения социально-классовых противоречий, круг деяний, подлежащих уголовному преследованию расширился, обозначились новые виды преступлений. «Уголовное законодательство в связи с этим приняло более карательный характер. Это получило свое воплощение в Уложении 1649 г.» [9, с.26]. Большое внимание законодатель уделяет должностным преступлениям, среди которых лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью) и т.д. Впервые системно борьба с коррупцией «в Российской Империи была предпринята в период правления Петра I, который провел кардинальную административную реформу, ввел службу за жалованье». Были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы. «Позднее политика Петра была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей» [13, с.27]. Но «ни системный подход к этой проблеме Петра I, ни расширение количества субъектов коррупционных преступлений в XIX в. не привели к искоренению лихоимства и мздоимства. И в настоящее время коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем развития гражданского общества и становления правового государства в Российской Федерации» [13, с.27]
Крюкова Н.И. называет одной из основных причин масштабного развития коррупции в современной России, смену морально-духовных ценностей на личностном уровне, начавшуюся в 60-е годы XX века. Именно в это время появляются коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно ярко коррупционные явления проявились в 90-е годы прошедшего столетия, когда на фоне развала Советского Союза, беззакония государственной власти и появления рыночных отношений, общественная мораль также подверглась изменениям. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества [12, с.30].
И с этим нельзя не согласиться. В нашей современной жизни каждый стремится обогатиться всеми возможными способами, так как не видит стабильной поддержки от государства. Лица, получившие власть, забывают о том, что она им дана для служения народу, и стремятся использовать власть в личных или групповых интересах. Предметом купли-продажи в нашем обществе становятся даже государственные должности и властные полномочия.
Наиболее типичные проявления коррупции – подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, протекционизм – выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений, взяточничество. Ключевой категорией здесь является власть. Там, где нет властных отношений, не может быть и коррупции [11 с.263].
В чем же причина живучести коррупции и взяточничества? Исследователь начала ХХ века П. Берлин объясняет это тем, что в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Продолжавшаяся на протяжении веков практика параллельно осуществлявшихся, с одной стороны, борьбы со взяточничеством, а с другой, развращения высших слоев чиновничества путем щедрой раздачи даров «прислужившимся» способствовала закладыванию психологических основ взяточничества и казнокрадства. Соответственно, низшие слои чиновничества, не имея возможности быть одариваемыми сверху, прибегали к вымогательству по отношению к подчиненным. Кроме того, отмечалась связь взяточничества и казнокрадства с политической благонадежностью. Создавалась ситуация, когда на эти преступления власть смотрела сквозь пальцы в обмен на политическое угодничество (лояльность, как сказали бы в настоящее время). Отмечалось и такое важное обстоятельство — взятка являлась своеобразным инструментом, с помощью которого обыватель мог добиться «если не фактического упразднения, то, по крайней мере, сколько-нибудь «милостивого», сколько-нибудь широкого толкования существующих узаконений». Таким образом, взятка смягчала архаичность, несовершенство законодательства [7].
Необходимость твердой наступательной работы по противодействию коррупции в современной России, как угрозе общественного порядка» подтверждаются следующими обстоятельствами:
- коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;
- коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах;
- уровень существующей в стране коррупции сдерживает экономическое развитие, снижает международную заинтересованность в сотрудничестве с нашей страной;
- коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради развития общества;
- коррупция в правоохранительных органах, прокуратуре, судебной системе подрывает веру населения в способность государства защитить права и свободы своих граждан;
- коррупционные отношения стали затрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран мира, угрожать их национальной безопасности, устоям государственности.
Основная задача всех ветвей и уровней власти заключается в организации жизни общества и поддержания общественного порядка. Следует отметить, что в настоящее время в стране последовательно проводится курс на противодействие коррупции как социального зла, являющегося угрозой общественному порядку. За последние годы приняты специальные антикоррупционные законы и иные акты, внесены изменения в действующее законодательство. Властные органы усилили свою работу в данной сфере. Однако гражданское общество еще не в полной мере включилось в этот процесс. В связи с этим насущной задачей является системная активизация общества в борьбе с коррупцией, с целью поддержания общественного порядка. Борьба с коррупцией требует системных решений, предполагающих дальнейшее совершенствование законодательства, реформирование органов власти, изменения социально-психологических стереотипов и отношения к этому явлению, как всего общества, так и каждого человека в отдельности.
Для этого необходимо формирование механизма общественного противодействия коррупции, включающей в себя:
- оптимизация механизмов партнёрства между государством и гражданами в области формирования антикоррупционной идеологии;
- организация общественного контроля над деятельностью государственных институтов;
- совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества для упорядочения системного воздействия на коррупционные явления;
- предупреждение (профилактика) коррупции;
- формирование высокого правосознания как основного предупредительного фактора в борьбе с коррупцией;
-освоение и правильное применение и соблюдения законодательства всеми гражданами;
- обязательное применение антикоррупционных запретов;
- уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления;
- минимизация (или) ликвидация ущерба от коррупционных деяний.
Полная победа над коррупцией естественно невозможна, так как она существовала и существует во всех странах мира. Но мы в состоянии ограничить размеры коррупции до такого уровня, чтобы она не подрывала фундаментальные основы существования страны и общественного порядка.
Списоклитературы:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685) // – Режим доступа : http://base.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.
Даньшин, И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка / И.Н. Даньшин. – Харьков: РСТ-С, 1971. – 404 с.
Моисеев, В.В. Противодействие коррупции в современной России / В.В. Моисеев, В.Н. Прокуратов. – Орел: АПЛИТ, 2012. – 428 с.
Словарь современного русского литературного языка. - Т. 10. - М.; Л., 1960.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). - 3-е изд., испр., доп. и перераб. (под ред. доктора юридических наук, профессора Чучаева А.И.).// -М: «Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2011. – 1040 с.
Берлин П. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. 1910. № 8.
Власенко, М.А. Политико-правовые аспекты противодействия коррупции в России / М.А. Власенко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2010. - №1 (22). - с. 66-71.
Горбунова, О.Н. К вопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской науке административного права/ О.Н. Горбунова // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8. Часть 2. – Иркутск. - 1967. - с. 118.
Кожушко, А.С. Коррупция общества, коррупция индивида / А.С. Кожушко // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 6. - с. 109 -115.
Коннов, И.А. Проблемы коррупции в России и пути их решения/ И.А. Коннов, Н.И. Зеленин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2014. - № 09 (68). – с. 262-269.
Крюкова, Н.И. Сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок /Н.И. Крюкова// Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 2. - с.30.
Сулейманов, Т.М. Борьба с коррупцией в России в IX-XIX вв.: историко-правовой анализ / Т.М. Сулейманов // История государства и права. - 2010. - №7. - С. 25-28.
Лебедев В. Материалы Научно-практической конференции Верховного суда Российской Федерации «Актуальные вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности» (29 марта 2013 г.). – Режим доступа : http://sartraccc.ru, свободный. – Загл. с экрана.