Гарольд Пинтер – писатель загадочный и ускользающий. Вобравший в себя эстетические принципы абсурдистов, поэтику и проблематику Ф. Кафки, А.П. Чехова, Б. Шоу и М. Горького, он обладает собственным узнаваемым стилем, отразившим новые явления времени.
ХХ век стал эпохой проникновения психоанализа в литературу. В пьесах Пинтера подсознательное начало на первом плане, при этом сознательные мотивы действий героев либо полностью игнорируются, либо только слегка намечены. Подсознательное у Пинтера во многом служит средством выражения коллективного бессознательного, вырастает до символа. В этом смысле показательны ремарки автора, который характеризует своих героев исключительно по имени, полу и возрасту, либо вообще предварительно не представляет их. Условность персонажей, времени (ночь, утро), места действия (зачастую оно описано как некое помещение с дверями и окнами) мотивирована той степенью обобщения, к которой стремится автор. Все, что нам известно о героях пьесы «Кухонный лифт», - род занятий (наемные убийцы). Нравственная пустота и деградация личности логически неизбежно приводят к тому, что очередным заданием для них становится убийство друг друга. В пьесе «Возвращение домой» главная героиня воспринимается семьей Макса не как родственница, а как публичная женщина, на которой герои хотят еще и подзаработать. Тэдди, профессор философии, кажется ничуть не удивленным поведением жены. Двухполюсность мира, его деление на сферу женщин и мужчин представлены в пьесе как изначально порочное явление, исключающее сферу высоких чувств.
В центре внимания Пинтера – всегда и всюду – область нравственности. Довольно характерным для его героев является то, что моральные принципы у многих практически отсутствуют, люди мира Пинтера зачастую действуют так, как действуют психически больные. Автор изображает порок, художественно гипертрофированный до размеров психической болезни, доведенный до саморазрушения человека моральный релятивизм.
В психиатрии психопатия (расстройство личности) – пограничная область между психической болезнью и здоровьем. У психопатической личности размыта грань между пороком и добродетелью. Например, такой признак расстройства личности, как «заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям» [1], применим, пожалуй, ко многим героям пьес Пинтера («Возвращение домой», «Коллекция», «Сторож», «День рождения», «На безлюдье» и т.д.). У Пинтера мы видим несколько видов расстройств: эксцентричное (Джеймс «Коллекция»), расторможенное (Рут «Возвращение домой»), инфантильное (Астон «Сторож»), пассивно-агрессивное расстройство (Дэвис «Сторож»), психоневротическое (Стенли «День рождения») и т.д.
Психические отклонения героев Пинтера – своеобразный прием, исчерпывающе характеризующий «озверение» человека. Для многих персонажей его пьес ценности нивелированы, мир порока является нормой, грань между нормальным и ненормальным стерта. Например, табу на инцест, аксиома цивилизованного мира, становится просто условностью («Возвращение домой).
Мир Пинтера существует в холодной, безжизненной пустоте. Сама идея трансцендентного сводится к абсурду, при этом сводя к абсурду и человеческую жизнь. Так, символом трансцендентного становится простой хозяйственный механизм – кухонный лифт. Таинственный механизм лифта живет своей жизнью, требует от героев невыполнимого (заказ на роскошные яства), реагирует на их усилия (съестные припасы самих героев, посланные в ответ на требование, признаются негодными), оценивает их действия. Заказчик (он сопоставим с тем человеком, который поручает наемникам очередное убийство) остается таинственным высшим существом, распоряжающимся судьбой наемников, не имеющим имени, лица, свойств. Трансцендентное у Пинтера отмечено печатью равнодушной субъективности.
В мире Пинтера обычным является распад дружеских и любовных отношений. В семье людей разделяет неизбывное одиночество («Предательство», «Любовник»). Любовь смешна («День рождения»), является иллюзией («Любовник», «Коллекция»), пороком («Возвращение домой»), воспоминанием, переходящим в солипсизм («Пейзаж»). В обезбоженном мире предательство близких людей («Возвращение домой»), деградация семейных ценностей («Перед дорогой») становятся знаком разложения человеческой общности на атомарные объекты, замкнутые на самих себе.
В чем же авторский идеал? Эстетика Пинтера апофатична. Насыщенный изображением безобразного, мир Пинтера избегает положительных акцентов, отрицательное становится универсальным принципом бытия. Высокие чувства не спасают, из мира утраченной чистоты и поруганной любви не существует выхода.
В поэтике Пинтера велика роль ставших традиционными элементов драматургии ХХ века. Среди них прием «глухоты» персонажей, говорящих и не слышащих друг друга («Пейзаж», «Голоса семьи»); гипербола, гротеск; смещение хронологических рамок («Предательство», «Пейзаж»); неадекватность поведения персонажей в той ситуации, в которую они попадают («Возвращение домой»). Новизна художественного стиля Пинтера обусловлена теми явлениями, которые он отражает – агрессивная дегуманизация мира в ХХ веке, одиночество, депрессия, страдание, потеря веры. Беспощадный эстетический анализ Пинтера показал обезбоженный мир перешедшим границу, за которой неизбежно саморазрушение личности, общества, всего человечества.
Список литературы:
1. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/14124/Психопатическая_личность.- Загл. с экрана.
2. Пинтер, Г. Коллекция: пьесы / Г. Пинтер.– СПб.: Амфора, 2006.– 559 с.