+7 989 669 15 15



О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РЕФОРМИРОВАНИИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ




Фролов Стас Юрьевич,

аспирант кафедры "Маркетинг и муниципальное управление", ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», Россия, г. Тюмень

В современном образовании сохраняются противоречия между традициями российской школы и модернизацией, усталость от реформ тормозит инновационность процессов. Понимание необходимости встраивания в мировое сообщество заставляет нас находить точки соприкосновения, чтобы не остаться на периферии мира.

Ключевые слова: Ключевые слова: глобализация,современное образование,реформирование,высшая школа,конкуренция,мировое сообщество.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Глобализация представляет собой процесс создания единого мирового экономического, политического, культурно-информационного пространства с высокой долей конкуренции.

Процессы глобализации воспринимаются в мире неоднозначно, существуют множество подходов, схем, концепций данного процесса. Проблемы высшего образования уже более десятилетия будоражат общество, сопряженные с хроническим его реформированием.

Декларируются следующие основные цели реформ: повышение качества образования и доступность.

Ожидаемыми плюсами вхождения России в европейское образовательное пространство исследователи называют:

 - рост академической мобильности

 - возможность трудоустройства выпускников за рубежом

 - конвертируемость российских дипломов

 - привлечение иностранных студентов

 - непрерывность образования/обучение в течение всей жизни

 -повышение конкурентоспособности вузов.

Опасения в свою очередь связывают с такими процессами, как:

 - разрушение традиционной системы российского образования

 - сокращение срока обучения, что повлечет ухудшение качества

образования

 - настороженное отношение предприятий к бакалаврам (невостребованность бакалавров на рынке труда)

- смена линейной системы образования асинхронной

 - отток кадров из России

 - мобильность преподавательского состава представлена не самыми лучшими преподавателями из других стран

- уязвимость образовательных программ подготовки бакалавров и магистров (по причине отсутствия достаточного опыта по сравнению с зарубежными аналогичными программами) и пр.

Ключевой фигурой реформы образования является преподаватель, его осведомленность о происходящих процессах, его мнение о политике государства в области образования и степень ее поддержки, готовность к инновационности, творчеству и т.д. Это касается не только содержания учебного материала, но и традиций организации, методов обучения. Без этих условий реформирование останется на бумаге.

Время диктует условия, меняющие подходы к преподаванию сегодня. При этом, преподаватель был и остается субъектом в образовательном процессе.

Реформирование не лучшим образом отразилось на составе и качестве педагогического корпуса: высока доля старения и феминизации, низкий уровень мобильности, отток молодых ученых, вынужденная вторичная занятость педагогов, – эти проблемы лежат на поверхности и очевидны любому, работающему в этой сфере.

На этом фоне вузы решают и один из самых насущных (актуальных) вопросов: пополнение преподавательского корпуса. Приток молодых преподавателей происходит, в основном, за счет собственных выпускников.

В традиции российской школы это всегда считалось достоинством, однако здесь прослеживается и другая сторона – отсутствует конкуренция между преподавателями, нет притока новому, «другому» мышлению. Инновационность, «креативность» обучения при этом страдает.

Подвергается критике и научный процесс, связанный с аспирантами, выполняющими научные работы под руководством своего бывшего вузовского преподавателя (так называемый «провинциализм», выражающийся в лояльности к старшим, отсутствием научной критики).

С другой стороны, в техническом вузе конкретной направленности сложно «раздобыть» новые педагогические, научные кадры, где же их взять, как не вырастить из своих перспективных студентов?

Изменения в системе образования связаны и с внутренней организацией обучения. Речь идет о гибкости образовательной траектории, возможностью выбора студентом курса и преподавателя. В ведущих зарубежных вузах такая практика давно является нормой. В нашей стране переход на такую систему выбора в плане определения содержания и порядка обучения еще не работает. В учебных планах дисциплины по выбору предусмотрены, но выбор это невелик и представляет собой в основном дисциплины непрофильные, т.к. около 80% учебных курсов являются обязательными. Выбрать предмет с углубленным изучением или обзорный курс – невозможно, при этом выстраивание своей (по замыслу индивидуальной траектории), соответствующей интеллектуальным возможностям, интересам студента (особенно это касается сильных обучающихся) не происходит.

Преподаватели в этой ситуации не поставлены в условия конкуренции между собой, стимулы к постоянному профессиональному, педагогическому, научному росту отсутствуют. Данный подход влечет за собой еще одну не решенную в России проблему - не гарантирована нагрузка преподавателя, различная потребность в конкретном преподавателе будет меняться ежегодно, что повлечет за собой сокращение преподавательского корпуса.

К таким переменам законодательно большинство вузов не готово. Механизмы не отлажены.

С другой стороны, выборность преподавателя может повлечь за собой «заигрывание» со студенческой аудиторией, что, несомненно, скажется на качестве преподавания предмета. И может оказаться так, что выбирать студенты будут не самых лучших педагогов.

Влияние мировых процессов не может не сказываться на всех субъектах образования, осознанно или нет, все мы уже живем в этих постоянно изменяющихся обстоятельствах.

Высшее образование сегодня призвано готовить выпускников с высоким уровнем сформированности социальной, гражданской позиций, имеющих в арсенале личностных и профессиональных качеств коммуникабельность, толерантность, профессиональную мобильность.

Время диктует изменения. Вольно или невольно каждый из нас начинает встраиваться в предлагаемые обстоятельства. Коренным образом в короткие сроки не может произойти смена преподавательского корпуса, подходы к преподаванию, измениться взгляды на систему, подходы к образовательному процессу. Но вместе с тем приходит и понимание невозможности работать по-прежнему.

Многие преподаватели, ощущая недостаточный уровень различных компетенций, стремятся повышать квалификацию по соответствующим направлениям гораздо чаще, чем предусматривают законодательные документы.

В современном образовании сохраняются противоречия между традициями российской школы и модернизацией, усталость от реформ тормозит инновационность процессов. Понимание необходимости встраивания в мировое сообщество заставляет нас находить точки соприкосновения, чтобы не остаться на периферии мира. Процесс болезненный, неоднозначный, длительный, требующий тщательной взвешенности каждого последующего шага.

«Стратегию вхождения России в глобальный мир предложил еще В.С. Соловьев. Он отмечал особую сознательность и тщательность, с которой Россия, относясь бережно и уважительно к европейской цивилизации, оставалась сама собой и сохраняла свою оригинальность. Интеграция России в глобальный мир может означать ее развитие, если это будет происходить на устойчивых национальных и духовных основаниях. Глобальные вызовы диктуют необходимость сохранения и укрепления собственной идентичности и сохранения цивилизационного ядра самобытного государства» [1].

 

Список литературы:

1. Леонова О.Г. Вызовы глобализации и актуальные тренды общественного сознания в России XXI века // Социально-гуманитарные знания № 1-2008 г. С.17.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»