Создатели и последователи теории эмоционального интеллекта утверждают, что IQ (коэффициент интеллекта) зачастую играет гораздо меньшую роль для достижения профессионального успеха, чем EQ (коэффициент эмоционального интеллекта). Широкую популярность понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США в 1995 году. [2]
Д. Гоулман выделяет следующие компоненты эмоционального интеллекта:
1) самосознание – умение узнавать и называть собственные чувства;
2) мотивация – умение продолжать двигаться вперед, несмотря на неуспех;
3) саморегуляция – умение справляться со своими эмоциями во избежание отрицательного эффекта;
4) эмпатия – умение понимать чувства других;
5) соучастие - умение прислушиваться к чужим чувствам и обращаться с ними соответствующим образом, чтобы построить позитивное взаимоотношение.
Инженер, желающий преуспеть в своей работе, помимо отличной теоретической подготовки в постановке и решении технических задач, должен обладать целым рядом качеств, среди которых компоненты эмоционального интеллекта играют далеко не последнюю роль. Необходимо не терять желания работать во время неудач, уметь справляться с негативными эмоция в стрессовых ситуациях, прислушиваться к чужому мнению и выбирать эффективную стратегию общения с коллегами. Американский журналист Н. Гиббс сказал, что «IQ помогает вам получить работу, а EQ подняться по служебной лестнице». [1, с. 86]
Нам представляется, что профессионалы должны развивать свой эмоциональный интеллект, руководствуясь не только желанием карьерного роста, но и осознанием того факта, что именно человек с развитым эмоциональным интеллектом может в полной мере реализовать свои задумки, донести свои идеи до других людей, извлечь максимальную выгоду из работы в команде.
Списоклитературы:
1.Gibbs, N. The EQ factor / N. Gibbs // Time. – 1995. - 9 October. – P. 86-92.
2. Goleman, D. Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ. -1995. - New York: Bantam Books. – 358 р.