В современном мире образование в контексте процессов глобализации и информатизации сталкивается со многим проблемами, выделим наиболее важные из них.
Кризис современной системы образования, обусловлен прагматическими установками, ориентацией на узко дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Следствием этого разграничения являются не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация, что в условиях нарождающегося постиндустриального информационного общества "третьей волны" не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм, нестабильность политических и экономических ситуаций.
Современное образование демонстрирует неспособность охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях. Поэтому новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу постепенно становятся непременным условием выживания человечества и каждого индивидуума.
Важной проблемой является дальнейшая разработка образовательных стандартов, так как именно они облегчают процесс оценки эффективности и социальной деятельности, и социального образования.
Высшая школа постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует трансформацию ее структуры, изменение функций, обретение новых источников финансирования, поиск новых методов обучения и контроля знаний. Потребности современного производства требуют при подготовке специалиста с высшим образованием переносить акценты с квалификации на компетентность. Именно это качество должно сформироваться у выпускника вуза. В самых разных сферах деятельности все чаще требуется не квалификация, а компетентность, которую можно рассматривать в виде своеобразной суммы навыков, присущих индивидууму и включающих в себя квалификацию в строгом смысле этого слова, социальные поведенческие характеристики и способность работать в группе, инициативность и готовность к риску, способность принимать решения, просчитывать их возможные последствия и нести за них ответственность
Принципиально новое положение высшей школы обусловливается необходимостью реагирования на общемировые тенденции, связанные с ориентацией системы образования на потребности информационного общества. Политические катаклизмы конца ХХ века существенно изменили среду формирования и развития образования в целом и высшего в частности. Это привело к тому, что в литературе все чаще стало встречаться упоминание о достаточно новой функции, которую выполняет высшее образование (в данном случае в неразрывной связи со средним) в современном обществе. Речь идет об обеспечении национальной безопасности,о чем справедливо говорилось в статье В. А. Садовничего[2].
Слово "национальный" обычно используется для обозначения всего, что относится к государству: "национальный бюджет", "национальные интересы", "национальная безопасность". Под понятием "национальная безопасность" имеется в виду не только безопасность конкретной страны, но и безопасность населяющих ее этносов. Но это особый предмет рассмотрения.
Безопасность в широком смысле слова есть система условий и факторов, в которой страна и общество органично функционируют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные тенденции и сдвиги, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды.
Важным является повышение уровня развития людских ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала. Именно на этом направлении разворачивается на рубеже ХХ-ХХI веков соперничество развитых стран и целых регионов за лидерство, а следовательно, за уровень собственной безопасности, сохранение самобытного развития и, в конечном счете, за поликультурную систему, многокрасочность мирового сообщества.
Изменение требований к подготовке специалистов высшей квалификации предполагает и проблему кадрового преподавательского корпуса, который вынужден не просто повышать квалификацию, а коренным образом трансформироваться.
Актуальной проблемой является социальное обучения взрослых. На наш взгляд, в современной России складываются реальные культурно-исторические, социальные, экономические, технологические, психолого-педагогические предпосылки для реализации идей социального обучения взрослых. Социальные предпосылки состоят в развитии демократичности образования, возникновении более широкого доступа к различным ступеням образования значительной массы населения, преодолении социальной предопределенности получения образования, становлении и развитии образовательных учреждений и организаций различных организационно-правовых форм (как государственных, так и негосударственных). В настоящее время усиливается влияние образования как фактора социальной и профессиональной мобильности человека в течение всей жизни. Расширившиеся возможности получения образования открыли большому числу людей доступ к интеллектуальным и культурным ценностям, что будет способствовать расширению кругозора и интеллектуального потенциала россиян. Складывающиеся экономические предпосылки социального обучения взрослых заключаются в том, что выходящая из системного кризиса экономика России все в большей степени требует от работника его профессиональной мобильности, заставляет каждого труженика постоянно стремиться к более высокому уровню социальной и профессиональной компетентности. С другой стороны, появляются возможности социального и профессионального обучения работников в разнообразных формах, в том числе и без отрыва от производства.
Технологические предпосылки развития социального обучения взрослых представлены совершенствующимися технологиями передачи информации и образовательными технологиями. Сегодня в России имеются новые технологии передачи информации – спутниковая связь, кабельное телевидение, компьютеры, аудио- и видеокассеты. В то же время по-новому методы обучения людей в разном возрасте, увеличилась степень академической свободы образовательных учреждений, организаций и их подразделений, что создает педагогические предпосылки реализации концепции социального обучения взрослых людей. Психологические предпосылки социального обучения взрослых состоят в том, что российский взрослый человек хорошо обучаем. Это отмечают многие педагоги за рубежом, когда имеют возможность сравнивать наших соотечественников с представителями других стран в образовательных центрах. При этом в современной России еще не выработана единая, общепринятая концепция социального обучения взрослых людей. На сегодняшний день в отечественной педагогической науке нет однозначного и полного объяснения феномена социального обучения взрослого человека. В современной международной практике наиболее употребляемым является термин «непрерывное образование», которое имеет следующее определение, принятое ЮНЕСКО: «Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и проистекают как в рамках системы образования, так и за ее пределами в разные периоды жизни, эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в масштабе страны, так и в масштабе всего мира» [2].
Признавая за высшей школой поистине ключевую роль в формировании, развитии, сохранении, трансляции культуры и духовных ценностей, необходимо учитывать, что государственная идеология в сфере образования только в том случае может быть "человекосберегающей" и цивилизационно эффективной, если она учитывает мировой опыт и собственное историческое наследие, то есть важной является проблема интеграции в мировое образовательное пространство с сохранением национальной самобытности.
Список литературы:
1. Садовничий В. А. Образование и наука как фактор национальной безопасности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1996. № 1.- С. 4.
2. Всемирная декларация: "Высшее образование для ХХI века: подходы и практические меры" // Alma mater, 1999.№ 3 .- С. 30.