О содержании формационного и цивилизационного подходов к типологии права




Шакирзянова Карина Ришатовна *
Сосенков Федор Сергеевич**

студентка *
кандидат юридических наук, доцент **
ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» Россия, г. Нижний Новгород


Аннотация: Статья посвящена проблеме использования формационного и цивилизо-ванного подхода к типологии права. Формационный и цивилизационный подход в научной и учебной литературе используется преимущественно для типологии государства, и в меньшей степени – права. Следовательно, рассмотрение права преимущественно, и тем более только с позиции формационного подхода обедняет юридическую науку и практику.

Ключевые слова: формационный подход, цивилизационный подход, государство, право, цивилизация.




Библиографическое описание: Шакирзянова К.Р., Сосенков Ф.С. О СОДЕРЖАНИИ ФОРМАЦИОННОГО И ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДОВ К ТИПОЛОГИИ ПРАВА [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник мате-риалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.94-96


Актуальность данного исследования определяется тем, что формационный и цивилизационный подходы применяются преимущественно к государству, и в меньшей мере - к праву. При существующем множестве версий происхождения права, необходимо учитывать, что право, как закрепленный свод правил и норм, возникает на уровне государственности. Поэтому, к праву, как и к государству в равной мере применимы цивилизационный и формационный подходы. Считается, что причины происхождения права такие же, как у государства, так как и государство, и право возникают в результате естественного исторического развития общества[1].

Из определения формационного подхода следует, что это методология изучения государства и права[2], основывающаяся на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. Научный подход базируется на закономерностях развития государства и права как определенных политических реалиях, сменяемых на определенной стадии развития общества в результате разрешения существующих антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. При рассмотрении права с точки зрения формационного подхода, общество рассматривается как единство и допускается воздействие права, политики, культуры и других его элементов на экономику, так и друг на друга.

В формационном подходе право возникает параллельно с государством: в результате раскола общества на классы и классовой борьбы. После этого появилась потребность в регулятивных нормах. К тому же, в науке сформировалась точка зрения, что право «результат появления частной собственности, отношений собственности, т.е. товарно-денежных отношений. Причём данные отношения нуждались в особых регуляторах, и в связи с этим появляются правовые нормы (право) как определенная мера свободы».[3] Таким образом, на первый план выдвигаются политические причины появления права.

На сегодня существуют не менее двухсот определений понятия «Цивилизация». По мнению А. Тойнби цивилизация - это устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. О. Шпенглер считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Современное определение такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества[4]. Таким образом, возникновение цивилизации это есть возникновение права, которое призвано регулировать отношения между людьми. Существуют различные теории цивилизации.

Теории стадиального развития цивилизации – это теория, которая рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии).

Теории локальных цивилизаций исходит из существования отдельных цивилизации, большие исторические общности, со своей территорией и особенностями развития. Это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Локальные цивилизации основаны на сосредоточении права среди объединенных сложных систем, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: экономика, политическое устройство, религия, искусство и т.д. Под влиянием внешних факторов цивилизации меняются, однако сохраняют “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций А. Тойнби считал, что история – нелинейный процесс.[5] Движущими силами цивилизации Он считал вызов, брошенный цивилизации извне, ответ цивилизации на этот вызов; деятельность выдающихся личностей.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть не только историю, но и процесс зарождения права[6]. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса. В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен.

Исходя из особенностей цивилизационного подхода, можно сказать, что право возникает в любой человеческой общности и несет в себе функции регулятора общественных отношений. Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга, выступают более надежными приемами понимания и изучения государства и права с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут применяться как отдельно друг от друга, так и в комплексе.

Формационный подход к возникновению права позволяет понять, что право возникает именно в момент зарождения общественных отношений, в момент появления государства, в то время как в цивилизационном подходе право возникает при попытке человечества бороться за своё существование.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития общества концепция цивилизации оказывается намного шире формационного подхода. Меньшая актуальность формационного подхода обусловлена буржуазным типом большинства государств. В то же время в рамках цивилизационного подхода, понимание права порождается “своей” цивилизацией и оказывает большое влияние на ее развитие. Нельзя не отметить тот факт, что исторической правдой является взаимозависимость, взаимопроникновение цивилизаций и права.

Список литературы:

1. Теория государства и права: Учебник/Баранов В.М., Баранова М.В., Толстик В.А., Парфенов А.В. -М., 2014.

2. Формация или цивилизация? Сб. статей и материалов. М., 1993. С. 130 (Н. А. Сосновский).

3. Теория государства и права. Доржиев Ж.Б. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — 345 с.

4.О различных определениях термина "цивилизация" см.: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Составитель Б. С. Ерасов. М. 1998. С. 8-35; Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. М., 1998. С. 21 -26.

5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.И.Добренькова. М., 2001.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., «Новый Юрист», 1998.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»