+7 989 669 15 15



О совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников овд в вопросе применения огнестрельного оружия




Бородкина Олеся Алексеевна *
Лохматова Ангелина Юрьевна**

преподаватель *
курсант **
Воронежский институт МВД России, г. Воронеж


Аннотация: В статье рассматривается проблема выработки у сотрудников ОВД способностей эффективно применять полученные знания в условиях оперативно-служебных ситуациях.

Ключевые слова: специализацию образовательного процесса, пространственно-временные условия, эффективный огонь.




Библиографическое описание: Бородкина О.А., Лохматова А.Ю. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД В ВОПРОСЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.76-78


Обучение сотрудников ОВД скоростной стрельбе из пистолета - одна из приоритетных задач дисциплины огневая подготовка в образовательных организациях МВД России. Это связано с изменениями в социально-политической, экономической обстановке, осложнением криминогенной ситуации в стране. Участились случаи применения оружия работниками правоохранительных органов. Изучение аналитической информации демонстрирует, что необходимость ведения стрельбы в условиях ограничения по времени возникает почти в 100% случаев, необходимость вести стрельбу с ограничением видимости – в 76,5% случаев, необходимость ведения огня на коротких дистанциях – в 60,8% случаев [1 с. 176].

По мнению А.А. Потапова, «трудно переоценить способность человека стрелять быстро, точно, в любых условиях и при этом уходить от чужого выстрела. Владея приёмами специфической индивидуально-групповой тактики огневого столкновения, можно поставить противника (или группы противников) в невыгодное для него условия стрельбы, контролируя и направляя события [2, с. 68]. Другими словами, учебный процесс по огневой подготовке, должен быть построен таким образом, чтобы в различных оперативно-служебных ситуациях сотрудники силовых структур смогли выполнить задачу, применяя знания и умения ведения огня с использованием имеющихся преимуществ и недостатков окружающей обстановки.

Однако существует серьёзное препятствие психологического и правового характера для принятия сотрудником полиции принятия решения на применение табельного оружия. По статистическим данным, только 25% бойцов используют полученные в результате предварительного обучения технические навыки в реальных боевых условиях.

В бою психика человека изменяется словно под воздействием мощнейшего наркотического средства. Меняется абсолютно все – восприятие информации, механизм принятия решений, чувствительность к болевым ощущениям. Возникает "конвульсивная" хватка оружия. Появляется так называемое "тоннельное зрение" – стрелок воспринимает только противника как источник непосредственной опасности, он не в состоянии уловить и понять любую другую информацию [3].

Человек становится не в состоянии логически оценить ситуацию, ее развитие, и осознано осуществить какие-либо действия.

Проведенные эксперименты показали, что в условиях ближнего огневого столкновения время на обнаружение и обстрел цели обычно составляет 1-3 с, а сектор возможных направлений на цель, как правило, превышает 180°. Таким образом, для успешного ведения ближнего огневого столкновения сотрудник правоохранительных органов должен уметь вести непрерывное наблюдение в секторе не менее 180° в сложных условиях и вести эффективный огонь по обнаруженным целям в минимальное время. [4]

Требование минимизации времени обстрела цели определяется не только малым временем появления цели, но и внезапным столкновением с преступником на короткой дистанции, где высока вероятность попадания. Уцелеет тот, кто раньше откроет огонь и окажется эмоционально устойчивее, так как это скажет на результативности стрельбы.

Следует также учесть, что ограничение дистанции стрельбы до 1/3-1/2 действительной дальности стрельбы уменьшает цену ошибки прицеливания. Так, отклонение точки попадания от линии прицеливания у ПМ на дистанции 10 м составляет всего 5 см. При средней ширине фигуры человека по корпусу 35-40 см, выборе точки прицеливания на вертикальной оси симметрии фигуры и условии, что попадание пистолетной пули в область груди или живота на дистанции до 10 м практически исключает ответные действия противника или, по крайней мере, задерживает их на время, необходимое для производства второго, прицельного выстрела, можно считать, что в первом случае противник получит лишь касательное ранение, а во втором – будет гарантированно поражен.

Взаимосвязь эмоций и движений неоспорима. Следовательно, единственный выход, который может привести к обезвреживанию преступника и сохранению жизнь полицейскому, это применение технических навыков без участия сознания. Выполняемая последовательность действий должна стать автоматической реакцией психики на изменение ситуации. Следовательно, цель подготовки сотрудников - проявление рефлекторной двигательной реакции в стрессовой ситуации огневого контакта.

По мнению А. Скачкова, «всего существует три основные тактические ситуации: нападение, дуэль, защита. Как только психологической доминантой стрелка становится спасение своей жизни любой ценой – это защита. Стрелок в таком состоянии теряет всякую способность не только к сложно координированным действиям, но и инициативу и способность целенаправленно поражать цель. Его оппонент – в нападении, в состоянии рабочего стресса агрессивного оттенка помогающего ему быстро овладеть инициативой и поразить мишень. Нападение не отрицает возможность совершения защитных действий. Если оба стрелка в таком состоянии – это ситуация дуэли» [5].

Анализируя проведенные А.А. Каримовым исследования [6], можно сделать вывод о том, что на технику стрельбы влияют два равнозначных фактора: расстояния до противника и наличия укрытий, которые в совокупности образуют пространственный элемент, и время, имеющееся для обезвреживания правонарушителя. В совокупности мы имеем пространственно-временную условия применения огнестрельного оружия.

Многие специалисты (Г. Суарес, С. Стрельцов, А. Потапов, А. Скачков, С. Иванов-Катанский, В.И. Константинов), проводившие анализ условий ведения огня в ближнем бою, достаточно убедительно доказывают необходимость вариативной подготовки сотрудников органов внутренних дел с учетом имеющихся сведений практики применения табельного оружия: время, место, положение для стрельбы, габариты поражаемой цели. Разнообразить проведение занятий можно с помощью использования макета укрытий различной конфигурации, условно непроницаемых преград, подвижных мишеней, а также применении звуковых и световых имитационных средств (звуки выстрела, крики о помощи, звуки движущихся транспортных средств). Кроме того, необходимо практиковать стрельбу «навскидку» из неудобных положений. Приобретенные навыки позволять минимизировать время, затрачиваемое для принятия решения при выполнении оперативно-служебных задач, а также перенаправить мыслительную деятельность на соотношение сложившийся обстановки с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность сотрудников органов внутренних дел.

 

Список литературы:

1. Семёнов В.В. Об опыте использования интерактивного тира «РУБИН» в процессе обучения курсантов и слушателей по дисциплине «Огневая подготовка». / В.В. Семенов // Вестник Барнаульского юридического института МВД России № 1 (18) – 2010. – С.176 – 178.

2. Каримов А.А. Особенности техники стрельбы из пистолета с элементами тактико-специальной подготовки. / А.А. Каримов.– Иркутск. : ВСИ МВД России, 2005.

3.Сорокин Е. Боевая стрельба из пистолета. Израильский стиль. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/53784/6/Sorokin___Boevaya_strel%27ba_iz_pistoleta._Izrail%27skiii_stil%27_.html,свободный. – Загл . с экрана . (13.11.2016)

4.Стрельцов C. Пистолет в ближнем бою. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.pistoletchik.ru/library/kadochnikov/kadochnikov.html . – Загл . с экрана . (14.11.2016)

5. Каримов А.А. Некоторые аспекты интеграции тактико-специальной и огневой подготовки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-integratsii-taktiko-spetsialnoy-i-ognevoy-podgotovki#ixzz4Q3qG8Plt . – Загл . с экрана .

6. Каримов А.А. Некоторые аспекты по совершенствованию огневой подготовки сотрудников ОВД исходя из статистики применения огнестрельного оружия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-po-sovershenstvovaniyu-ognevoy-podgotovki-sotrudnikov-ovd-ishodya-iz-statistiki-primeneniya-tabelnogo-oruzhiya . – Загл . с экрана .

(14.11.2016 г.)

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»