Пространство Интернет-коммуникации (далее - ИК) создает целый ряд особенностей функционирования текстов в Глобальной Сети. Прежде всего изменению здесь подвергается язык общения, приобретающий «черты синтеза письменной и устной речи» [1], что обусловлено спецификой данной среды. Здесь трансформируется и традиционная система жанров, причем исследователи говорят как о формировании абсолютно новых жанровых форм (запись в блоге, статусное сообщение и проч.), так и о создании аналогов традиционных жанров с учетом их функционирования в Интернете.
В качестве последних можно представить, например, жанр Интернет-миниатюры или же Интернет-рецензии. В основе данной статьи – результаты прошлых исследований, касающихся особенностей среды функционирования текстов Интернет-миниатюры [см.: 2]. В рамках данной работы мы рассмотрим особенности Интернет-рецензии на примере повести Юлии Нифонтовой «Шиза», представленной на сайте proza.ru.
Под Интернет-рецензией мы понимаем сообщение критического характера на представленный художественный текст или его фрагмент. Одна из основных особенностей Интернет-рецензий состоит в том, что для написания ее пользователь не обязательно должен обладать набором литературных навыков. Как известно, в рамках ИК практически каждый пользователь может оставить свой отзыв (комментарий, оценочное сообщение, реплику) на сообщение или высказывание другого пользователя. Традиционная литературная рецензия пишется по определенным канонам (в отличие от Интернет-рецензии) и зачастую требует от автора целого набора навыков, включающих как умение анализировать и находить литературные отсылки, так и необходимый навык грамотного и логичного построения собственной речи и многое другое.
На сайте proza.ru Юлия Нифонтова публиковала свою повесть «Шиза» постепенно, по главам. Исходя из всего этого, озвучим следующую особенность Интернет-рецензии: при анализе больших литературных форм рецензия может быть написана на какой-либо определенных фрагмент произведения.
В рамках ИК (конкретно на сайте proza.ru в том числе) автор может непосредственно вступить в диалог с читателем, что зачастую недоступно вне ИК. Это явление может привести к последующему изменению изначального текста под влиянием рецензии читателя. Так, например, читатель может указать автору на некоторые недочеты или порекомендовать употребление другой словоформы:
ШЕРОХОВАТОСТИ, чтобы облегчить вам поиск.
Серый проявил себя по-стахановски упорно и… (может быть «упорным»?)
Отметим, что многие из авторов используют Интернет в качестве испытательной площадки для своих произведений, для оперативного получения читательской реакции на текст или же для апробации новых художественных приемов. В этом, несомненно, есть свои плюсы: автор наблюдает, как читатель реагирует на текст, а читатель же, в свою очередь, получает возможность выразить свою оценку того или иного фрагмента.
Нельзя не отметить тот факт, что в рамках ИК могут создаваться рецензии, сопоставимые по своим «качествам» с традиционными литературными рецензиями. Здесь также представлен и детальный анализ изобразительных средств, и рассмотрение художественных достоинств и недостатков текста и многое другое. Однако многие из подобных рецензий все же испытывают на себе влияние пространства ИК, в результате чего здесь наблюдается, например, непосредственность общения, употребление нестандартной пунктуации и сокращений.
Интернет-рецензии во взаимодействии с изначальным авторским текстом фактически формируют вторичный текст. Если пользователь имеет доступ как к изначальному тексту, так и к рецензиям на него, то это может повлечь за собой рождение новых смыслов, которые могут быть не усмотрены при восприятии только изначального авторского текста.
Интернет-рецензии могут оказывать существенное влияние на оцениваемый текст. В целом пространство Интернет-коммуникации оказывает существенное влияние на формирование сетературы (литературы в Интернете) и ее отличительных особенностей, одной из которых и является взаимодействие с Интернет-рецензией.
Список литературы: