ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИНТЕРНЕТ-РЕЦЕНЗИИ (НА ОСНОВЕ САЙТА PROZA.RU)




Медведев Сергей Алексеевич

магистрант факультета массовой коммуникации,филологии и политологии, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В рамках Интернет-коммуникации сегодня в большом количестве представлены сайты, на которых одни пользователи оставляют сообщения к художественным текстам, представленным другими авторами. Многие их этих ответных сообщений обладают чертами Интернет-рецензии, о которой мы расскажем в этой статье.

Ключевые слова: Ключевые слова: Интернет-коммуникация,интернет-рецензия.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Пространство Интернет-коммуникации (далее - ИК) создает целый ряд особенностей функционирования текстов в Глобальной Сети. Прежде всего изменению здесь подвергается язык общения, приобретающий «черты синтеза письменной и устной речи» [1], что обусловлено спецификой данной среды. Здесь трансформируется и традиционная система жанров, причем исследователи говорят как о формировании абсолютно новых жанровых форм (запись в блоге, статусное сообщение и проч.), так и о создании аналогов традиционных жанров с учетом их функционирования в Интернете.

В качестве последних можно представить, например, жанр Интернет-миниатюры или же Интернет-рецензии. В основе данной статьи – результаты прошлых исследований, касающихся особенностей среды функционирования текстов Интернет-миниатюры [см.: 2]. В рамках данной работы мы рассмотрим особенности Интернет-рецензии на примере повести Юлии Нифонтовой «Шиза», представленной на сайте proza.ru.

Под Интернет-рецензией мы понимаем сообщение критического характера на представленный художественный текст или его фрагмент. Одна из основных особенностей Интернет-рецензий состоит в том, что для написания ее пользователь не обязательно должен обладать набором литературных навыков. Как известно, в рамках ИК практически каждый пользователь может оставить свой отзыв (комментарий, оценочное сообщение, реплику) на сообщение или высказывание другого пользователя. Традиционная литературная рецензия пишется по определенным канонам (в отличие от Интернет-рецензии) и зачастую требует от автора целого набора навыков, включающих как умение анализировать и находить литературные отсылки, так и необходимый навык грамотного и логичного построения собственной речи и многое другое.

На сайте proza.ru Юлия Нифонтова публиковала свою повесть «Шиза» постепенно, по главам. Исходя из всего этого, озвучим следующую особенность Интернет-рецензии: при анализе больших литературных форм рецензия может быть написана на какой-либо определенных фрагмент произведения.

В рамках ИК (конкретно на сайте proza.ru в том числе) автор может непосредственно вступить в диалог с читателем, что зачастую недоступно вне ИК. Это явление может привести к последующему изменению изначального текста под влиянием рецензии читателя. Так, например, читатель может указать автору на некоторые недочеты или порекомендовать употребление другой словоформы:

ШЕРОХОВАТОСТИ, чтобы облегчить вам поиск.

Серый проявил себя по-стахановски упорно и… (может быть «упорным»?)

Отметим, что многие из авторов используют Интернет в качестве испытательной площадки для своих произведений, для оперативного получения читательской реакции на текст или же для апробации новых художественных приемов. В этом, несомненно, есть свои плюсы: автор наблюдает, как читатель реагирует на текст, а читатель же, в свою очередь, получает возможность выразить свою оценку того или иного фрагмента.

Нельзя не отметить тот факт, что в рамках ИК могут создаваться рецензии, сопоставимые по своим «качествам» с традиционными литературными рецензиями. Здесь также представлен и детальный анализ изобразительных средств, и рассмотрение художественных достоинств и недостатков текста и многое другое. Однако многие из подобных рецензий все же испытывают на себе влияние пространства ИК, в результате чего здесь наблюдается, например, непосредственность общения, употребление нестандартной пунктуации и сокращений.

Интернет-рецензии во взаимодействии с изначальным авторским текстом фактически формируют вторичный текст. Если пользователь имеет доступ как к изначальному тексту, так и к рецензиям на него, то это может повлечь за собой рождение новых смыслов, которые могут быть не усмотрены при восприятии только изначального авторского текста.

Интернет-рецензии могут оказывать существенное влияние на оцениваемый текст. В целом пространство Интернет-коммуникации оказывает существенное влияние на формирование сетературы (литературы в Интернете) и ее отличительных особенностей, одной из которых и является взаимодействие с Интернет-рецензией.

 

Список литературы:

  1. Медведев, С.А. Синтетичность областей применения письменной и устной речи как характерная черта Интернет-речи/Материалы 51-й Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Языкознание. – Новосибирск, 2013. – с. 62-64.
  2.    Медведев, С.А. Явление развития смыслов и влияние на него среды функционирования (на примере текстов Интернет-миниатюры)/ Материалы VII студенческой международной заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов 21 столетия. Гуманитарные науки» – Новосибирск, 2013. – с.113-117.


 

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»