Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Это означает, что человек сам может активно защищать свое право, совершать любые действия, не противоречащие закону (правомерные действия). Личная неприкосновенность человека распространяется на жизнь, здоровье, честь и достоинство человека. Соответственно, никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь [1, с. 215], также имеет право на самоопределение и независимость в решении вопросов частной жизни.
Следует обратить внимание на то, что каждый имеет собственное представление о том, что такое частная жизнь и эти представления всегда индивидуальны, поскольку они зависят от каких-то личностных психологических характеристик индивида. Границы частной жизни с одной стороны определяет сам человек, с другой – они определяются наличием соответствующих норм и традиций, которые существуют в том или ином обществе в определенный исторический период. Следовательно, отличительной особенностью права на неприкосновенность частной жизни является его психологичность и индивидуальность. В каждом конкретном случае содержание этого права сугубо индивидуально. Нельзя не согласиться с мнением Ю.И. Стецовского о том, что частная сфера – эта та сфера жизни и быта, которая зависит от индивидуальных, частных решений [2, с. 487].
В то же время, допускается ограничение права на неприкосновенность частной жизни, но только на основании судебного решения. Это означает запрет для государства, его органов и должностных и других лиц, вмешиваться в частную жизнь граждан, наличие правовых механизмов и гарантий защиты частной жизни от всех посягательств.
Совершенно бесспорно, что обеспечение права человека на неприкосновенность частной жизни есть деятельность органов государственной власти (местного самоуправления) и общественных объединений по созданию благоприятных условий (гарантий) для их реализации и охраны. В этой связи большое значение приобретают конституционные гарантии, например, запрет произвольного вмешательства в частную жизнь каждого; запрет осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; запрет применять любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования для всеобщего сведения; обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; допустимость ограничения прав на неприкосновенность частной жизни лишь на основании судебного решения (в части тайны корреспонденции) и в случаях, прямо установленных федеральным законом.
Конституция РФ обязывает Президента РФ быть гарантом прав и свобод личности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в сфере осуществления конституционных прав и законных интересов личности (ч. 2 ст. 80). На основе п. «е» ч. 2 ст. 114 Конституции РФ меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан непосредственно осуществляет Правительство РФ. Обеспечение прав и законных интересов человека Президентом РФ и Правительством РФ предполагает проведение через систему органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов широких и разносторонних по своему характеру, целям и содержанию мероприятий. Особая роль в данной сфере принадлежит Уполномоченному по правам человека, который занимается исключительно защитой прав и свобод человека и гражданина. Сегодня подобный институт имеется более чем в 100 государствах, хотя он обладает различной компетенцией, возможностями, правовым статусом. Однако суть его остается неизменной – защита прав и свобод личности, в том числе права на неприкосновенность частной жизни.
Принимая во внимание, что в юридической литературе и действующем законодательстве не дается точного определения понятия «частная жизнь», считаем целесообразным в целях эффективного обеспечения права на неприкосновенность частной жизни внести в законодательство соответствующие изменения и определить четкие критерии определения «частная жизнь» и «неприкосновенность частной жизни».
Список литературы:
1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М., 2011. – 768 с.
2. Стецовский, Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность / Отв. ред. С.А. Пашин. – М., 2010. – 720 с.