Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребёнка.
Приоритетное место в жизни младшего школьника наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра. Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делается на процесс передачи «эстафетной палочки». С одной стороны, дошкольная ступень, сохраняя самоценность этого периода, формирует фундаментальные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны, школа как преемственник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий требует сегодня перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности к практическим действиям. Основное противоречие кроется в несовпадении представлений о понятии «преемственность» у различных социальных групп. Учителя, как правило, выражают недовольство тем, что ребёнок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели же считают, что дают каждому дошкольнику достаточный багаж знаний, чтобы успешно обучаться в школе. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определённых способностей ребёнка обрывается. Родители, в свою очередь, хотят всё и сразу, подвергая ребёнка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благодатный период для игровой деятельности.
Проблема преемственности в образовании не нова. Как же решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Педагогический опыт позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. На дошкольной ступени образования реализуется принцип самоценности дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. В то же время школа не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребёнка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать хранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это - важнейшая задача образования и его основной результат.
Список литературы: