ОБНОВЛЕНИЕ УЗБЕКСКОЙ РОМАНИСТИКИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ




Зохидова Шахноза Усмановна

старший научный сотрудник-исследователь, Национальный университет Узбекистан, г.Ташкент, Узбекистан .

В статья анализируется проблемы узбекские романистики в годы независимости. Автор делает вывод, что в годы независимости узбекская литература обогатилась множеством прозаических, поэтических, дарматических литературных произведений. Каждое произведение, созданное в эти годы, вне зависимости от своего вида было соответствующим образом оценено, нашло своих читателей. А также особого внимания созданные в эти годы прозаические произведения, среди них много солидных, неповторимых романов.

Ключевые слова: Ключевые слова: узбекская литература; произведение; роман; независимость; развитие романистики; узбекский роман.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Каждому народу, каждой эпохе свойственна своеобразная литература которая оказывает влияние на жизнь данного народа и в то же время на другие народы мира. Любое литературное произведение обладает специфическими свойствами, причинами и факторами своего появления на свет, своеобразной философией. Литература каждого народа в каждую отдельную эпоху обладает своеобразием.

В годы независимости узбекская литература обогатилась множеством прозаических, поэтических, дарматических литературных произведений. Каждое произведение, созданное в эти годы, вне зависимости от своего вида было соответствующим образом оценено, нашло своих читателей. Заслуживают особого внимания созданные в эти годы прозаические произведения. Среди них много солидных, неповторимых романов. К произведениям, о которых много спорили и говорили специалисты и читатели, относятся “Образ Амира Тимура”, “Шохрух и Гавхаршод” Пиримкула Кадырова, “Поля, доставшиеся от отца” Тогая Мурода, “Рынок” Хуршида Достмухаммада, “Равновесие” Улугбека Хамдама, “Шум” Эркина Аъзама, “Степи и поля” Нормурода Норкобилова, “Вечный скиталец”, “Озод” Исаджана Султана, “Люди в пекле” Лукмана Бурихана и “Круглая луна” Шоима Бутаева.

В годы независимости страны развернулись процессы обновления принципов художественно-эстетического мышления, восстановления и переоценки многовековых литературно-художественных ценностей. В этом заключается укрепление духовного основания независимости с помощью многовековой духовной сокровищницы нашего народа.

Романистика периода независимости начинается с момента объяления независимости Узбекистана. Обозревая историю романистики этого периода, можно наблюдать насколько тяжело для писателей протекает процесс отказа от сформированных ранее художественных норм. Развитие романистики, отражает уровень художественно-эстетического мышления каждого отдельного народа, поэтому романистику периода независимости мы оцениваем с точки зрения романов, созданных именно в этот период[1, с.3].

Несмотря на противоречивость и сложность переходного периода, он демонстрирует как новая социально-философская мысль становится более последовательной и глубокой под воздействием новых социально-художественных принципов художественно-эстетического мышления нашего общества.

Следует признать, что художественные исследования, проведенные нашими писателями внесли изменения в современный узбекский роман. В связи с тем, что независимость явилась судьбой, которую с надеждой ожидал народ, роман Тогая Мурода “Поля, доставшиеся от отца”, в художественных образах раскрывший истинную сущность времен тоталитаризма, явился большим событием в национальной романистике. В действительности потенциал романа заключен не столько в актуальности поднятых в нем социально-политических проблем, сколько в глубине его поэтики [5, с. 23].

В романе дано не только описание индивидуально-субъективной жизни героя романа Дехконкула, но и художественно-типологическая интерпретация судеб людей, вынужденных жить в тисках тоталитаризма. “Я” героя не просто между прочим пересказывает пережитое, оно рассуждает, исследует причины и сущность своей прискорбной, вызывающей жалость жизни, оценивает себя, обобщает, делает выводы о своем прошлом, приведшем его в состояние манкурта. Узнавание в себе человека, признание себя человеком происходит на самой высшей точке переживания унижения и обиды. Чем глубже становятся философско-психологические рассуждения героя, тем более раскрывается сущность темы романа. Дехконкул это – символическое имя, которое олицетворяет узбекскую нацию в целом, является даже символом края, Родины.

Художественное мастерство писателя заключается в том, что в образе Дехконкула он смог отразить судьбу не только одной нации, но художественно оживить пережитое прошлое всех народов, находившихся в тисках тоталитаризма. Мастерство писателя в совершенстве проявляется и в словесном, языковом изложении. Метод изложения рифмованной прозой, гармоничное соединение поэтического толкования с прозаическим изображением, преподнесенное в романе в метафорической образности, поднимает их до символического уровня.

Мы часто с большой гордостью говорим о том, что философия Востока оказала большое влияние на художественно-эстетическое развитие Запада, в то же время мы должны признать естественным тот факт, что в настоящее время художественно-эстетические традиции Востока формируются под воздействием искусства и литературы Запада. Наши писатели изучая художественное творчество таких литераторов, как Дж. Джойс, А. Камю, Г.Маркес повышают свое художественное мастерство и, надеемся, создадут еще много романов, которые повысят качество и значимость нашей романистики.

Десят лет это малый срок для того, чтобы в узбекской романистике сложились новые художественно-эстетические принципы, которые дали бы свои положительные результаты[3, с. 13]. За этот короткий срок наши писатели осознали, что для развития узбекской национальной романистики, они должны обладать собственными индивидуальными методами, а сознание, которое на протяжении многих лет находилось под определенного рода воздействием, должно стать свободным. Вместе с тем следует отметить, что писатель, который считает, что может писать романы по определенному шаблону, глубоко ошибается. Роман это - открытие, которое рождается в художественном мире художника, а писатель только записывает и совершенствует его.

В эпоху, обновляющуюся в связи с коренными реформами в жизни общества, создание новых романов, которые являются плодами обновленного духа и нового мышления, является естественным процессом. Ибо каждая эпоха формирует в общественном сознании художественно-эстетическое мышление, соответствующее ее запросам и потребностям. Роман “Рынок” Хуршида Дустмухаммада является свидетельством нового формирующегося мышления[4, с. 54].

Рынок в романе - иносказательный, метафорический образ, в действительности он является интерпретацией сегодняшнего дня. Образы Фозылбека и Кадрии предстают в противоположность им символами добра, даже любовь Фозылбека и Кадрии, а также их имена (Фозыл – ученый, образованный; Кадрия – честь, достоинство) несут в себе символический смысл. То, что всю свою жизнь проработавший управляющим рынка отец перед смертью связывает судьбы Фозылбека и Кадрии означает, что судьба завтрашнего дня находится в руках образованных людей, а честь и достоинство получат истинное признание.

В романе “Рынок” писатель использует путь полифонической интерпретации в отличие от художественно-эстетических норм традиционного романа, и это обеспечивает многоголосие произведения. Вместе с тем писатель смело внедряет в концепцию романа иррациональные понятия, свойственное человеку “чувствование душой” поднимается до уровня образности. Это не означает некую абстрактность, отвлеченность, а является художественной интерпретацией неких точек сознания человека, которые находятся в постоянном движении, наблюдении, хотя сам человек этого не осознает. В художественной интерпретации человеческого сознания писатель использует даже гротеск. Именно этот метод можно встретить в рассуждениях Кадрии во время беременности. Однако в этом случае гротеск по отношению к действительности вызывает у читателя всего лишь недоверие.

Мы попытались изложить свои наблюдения о возможностях национальной романистики, которая переживает в настоящее время коренные изменения, обретает новую форму и статус, а также социально-философские и социально-психологические принципы. Таким образом в настоящее время в современной узбекской романистике протекает процесс серьезных духовных, формальных и стилистических изысканий, изживания определенных традиций, сложившихся в ХХ веке, складывания совершенно новых принципов.

 

Список литературы:

1. Дўстмуҳаммад Х. Истиқлол ва адабиёт // Ўзбекистон адабиёти ва санъати газетаси. - 1993. 6 август.

2. Назаров Б. Ўзбек адабий танқидчилиги. - Т.: Фан, 1979.

3. Расулов А. Бадиийлик – безавол янгилик. - Т.: Шарқ, 2007.

4. Расулов А. Танқид таҳлил баҳолаш. - Т.: Фан, 2006.

5. Ўрозов А. Тоғай Муроднинг “Отамдан қолган далалар” асарининг тил хусусиятлари ҳақида // Тил ва адабиёт таълими. - № 5.- 2009.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»