+7 989 669 15 15



Образы постсоветской эпохи в повести Ауэзхана Кодара «Порог невозврата»




Козлова Анастасия Евгеньевна

магистрант, МГУ им. М. В. Ломоносова, Россия, г. Москва



Ключевые слова: 




Библиографическое описание:  Козлова А.Е. ОБРАЗЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В ПОВЕСТИ АУЭЗХАНА КОДАРА «ПОРОГ НЕВОЗВРАТА» [ Текст ] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15 мая 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С.18-19


Ауезхан Кодар (р.1958) – казахстанский поэт, прозаик, культуролог, публицист, переводчик, кандидат философских наук, директор Института культурной политики и искусствознания. Кодар является одним из ярких носителей поликультурного и полиязыкового сознания, представителем русской литературы «за рубежом». Автор одновременно работает на двух языках, владея в совершенстве обоими, а также проявляет повышенный интерес к возвращению исконной казахской культуры, традиций, языка. В то же время, это художник, пришедший в казахскую литературу из русской, которую считает исключительно положительным, обновляющим явлением: русский язык способен обогатить казахскую культуру посредством переводов (в первую очередь) классики мировой науки и литературы [1].

Объектом исследования стала его русскоязычная повесть «Порог невозврата» (2013), в которой отобразилась особая, маргинальная сущность героя «нашего времени», при подчеркнутой специфике «обезличивающей» эпохи 90-х. Текст дает множество отсылок к реальным историческим лицам, имеющим отношение к Казахстану в эпоху его становления как независимой страны.

Социокультурные противоречиязанимают одно из главных мест в повести. Один день становится переломным в жизни главного персонажа. Агзама Агзамовича Агзамова: его перестают узнавать знакомые и друзья, упоминание о его родословной и «особом» статусе вызывают равнодушие, а взявшийся ниоткуда двойник подтверждает то, что главный герой – не настоящий Агзамов. Он – уважаемый сын великого казахского и советского писателя (текст отсылает нас к прототипу – Мухтару Ауэзову), оказывается отчужденным как от советского миропорядка, так и от собственной этнической принадлежности.

Главный персонаж встречается с Нуриевым, человеком, приближенным к власти, но выражающим явно оппозиционные настроения. Именно он доказывает Агзамову, что многие уважаемые в стране люди заинтересованы в политическом обновлении, и приглашает его стать своим личным помощником. Роль политически ангажированного деятеля культуры повышает статус тех, за кого он выступает. Агзамов не соглашается, оставаясь полностью отчужденным захватывающей все новой реальностью. Герой также знакомится с талантливыми, но отвергнутыми молодыми интеллигентами,  безуспешно пытающимися найти покровительство своим талантам. Один из них, Айхан «Костыляныч» (герой-резонер), благодаря когда-то «правильному» Агзамову достигает наибольшего успеха среди своих товарищей. Ему удается стать известным в стране критиком и публицистом, освещающим волну «ренессанса» в казахской культуре как продолжения древнеиранской. Общая национальная проблематика заключается в споре о том, что является собственно «казахским»: мусульманское, тюркское, русское или советское. Айхан указывает на то, что «казах» - это соединение тюркского, монгольского и европейского этносов. С другой стороны, друзья Айхана: Танат, Игорь – молодые люди большой энергии и эрудиции, которой они не смогли найти применения в силу того, что их культурное развитие превосходило собственно национальное. Единственно достойные люди автоматически выпадают из системы поиска корневой идентичности.

В повести отчетливо прослеживается один главный казахский образ – фольклорный персонаж историй о «сорока небылицах» Тазша-бала («плешивый мальчик»), описанный как ловкий и хитрый пройдоха, который благодаря своему уму обретает богатство и любовь. Один из героев дает характеристику такому типу, объясняя, что лишь хитростью и талантом отвергнутый обществом человек может получить признание и благосостояние. Далее он заключает, что любой талантливый человек среди казахов подвергается отчуждению, остракизму: «В представлении казахов все великие люди, включая и Абая, и Чокана, и Махамбета – паршивцы, поскольку позволяют себе выйти за пределы привычного» [2, 27]. Автор достаточно часто от лица своих персонажей дает критическую оценку народу. Он осуждает заискивание перед старшими (по возрасту или статусу) как обратную сторону уважения, неумеренную гордость в родовом или социальном превосходстве. Все главные пороки, упоминающиеся в повести, выражены в одной фразе Айхана: «За нами волочится хвост атавизма с такими неотразимыми прибамбасами, как племенная идентичность, культ ханской семьи и любовь к жизни на халяву!» [2, 38].

«Порог невозврата» заключается во всеобщем ужасе отказа от собственной личности. Люди далее не могут оставаться в прошлом, им приходится жертвовать жизнью, политической и творческой свободой, отказываясь от советских и внутринациональных пережитков. С другой стороны, это же общество озабочено поисками новой культурной идентичности, которая не может сформироваться сама по себе и ищет новые корни, новых союзников по общности в истории, религии, мировоззрении, но пока не находит. Автор данного произведения погружает читателя в события 20-летней давности, предоставляя повод для размышления о том, как отразились эти поиски в современном государстве и кем стал переродившийся Агзам Агзамович Агзамов.

 

Список литературы:

1.   Галеева Н. Ауэзхан Кодар: Каждое поколение должно говорить своим языком, и оставить свой собственный след [Электронный ресурс] / Н. Галеева // Литературный портал. – 2014. – 7 ноября. – Астана: Казконтент, 2009. – Режим доступа: http://adebiportal.kz/auezkhan-kodar-kazhdoe-pokolenie-dolzhno-govorit-svoim-yazykom-nakhodit-svoi-temy-i-ostavit-svoy-sob.page/, − Загл. с экрана.

2.   Кодар А. Порог невозврата / А. Кодар. – Алматы: Золотой век, 2013. – 112 с.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»