+7 989 669 15 15



Общая психология, психология личности,психология развития, акмеология




Апремова Анастасия Александровна *
Прялкина Алена Андреевна**

психолог *
студентка**
Донской государственный технический университет, Россия, г. Ростов-на-Дону


Аннотация: статья посвящена рассмотрению феномена перфекционизма и его ком-понентов, а также понятия потребности личности. Приводятся результаты эмпириче-ского исследования, направленного на изучение взаимосвязи компонентов перфекционизма и базовых потребностей у юношей и девушек, обучающихся в вузе.

Ключевые слова: перфекционизм, компоненты перфекционизма, потребности, юноши и девушки.




Библиографическое описание: Апремова А.А., Прялкина А.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.21-24


В наши дни тема перфекционизма обращает на себя все больше внимания и является предметом интенсивных исследований в психологии. Заметно возрос интерес к этой личностной характеристике, а также отмечается усиление дискуссий по некоторым положениям учения о перфекционизме. Так, например, ученые задаются вопросами: как объяснить продуктивность подлинных мастеров своего дела, которым присущи высокие требования к своей работе? Как отличить патологическое стремление к совершенству от здорового желания добиться запредельного результата?

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что перфекционизм может играть существенную роль в решении молодыми людьми психологически значимых задач юношеского возраста, а именно – задач личностного и профессионального самоопределения, поиска своего «я», осознания и испытания своих сил и возможностей. Также весьма интересным представляется изучение того, в связи с какими потребностями могут проявляться те или иные компоненты перфекционизма у юношей и девушек, обучающихся в вузе, т.е. только начинающих осваивать профессиональную деятельность.

На сегодняшний день существует множество формулировок понятия перфекционизм, а его различные аспекты исследуются в работах зарубежных ученых – Д. Ашбайя, K. Бланкштейна, С. Блэтта, T. Гринспуна, Д. Данклейя, В. Манселла, В. Паркера, Р. Сланейя, Г. Флетта, C. Флуна, Р. Фроста, M. Хабке, Д. Хамачека, Х. Хекхаузена, Р. Хилла, П. Хьюитта, Р. Шафрана, а также отечественных исследователей – Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, Н.Г. Гаранян, А.П. Ильина, М.В. Московой, Е.Т. Соколовой, А.Б. Холмогоровой, Т.Ю. Юдеевой, В.А. Ясной и др.

Согласно определению Е.П. Ильина перфекционизм представляет собой «стремление субъекта к совершенству, доведению результатов любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным)» [3,с.75].

Избыточно высокие стандарты ожидаемых результатов деятельности и притязания, с точки зрения Н.Г. Наранян, сочетаются у перфекциониста с нарушением социальных когниций (приписывание окружающим людям чрезмерно высоких ожиданий), персонализацией, связанной с постоянным сравнением себя с окружающими, поляризированным мышлением по бинарному принципу оценки результатов деятельности и ее планированию («все или ничего»), отбором негативной информации о результатах своей деятельности [1,с.37].

В структуре перфекционизма зарубежные ученые Г. Флетт и П. Хьюитт выделяют несколько компонентов:

- я-адресованный перфекционизм, включающий в себя изнурительно высокие стандарты, постоянное самооценивание и цензурирование собственного поведения, а также мотив стремления к совершенству;

- перфекционизм, адресованный другим людям – предполагает нереалистичные стандарты для значимых людей из близкого окружения, ожидание людского совершенства и постоянное оценивание других;

- перфекционизм, адресованный миру в целом – убежденность в том, что в мире все должно быть точно, аккуратно, правильно, причем все человеческие и общемировые проблемы должны получать правильное и своевременное решение;

- социально-предписываемый перфекционизм – отражает потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других [3,с.77].

В своей работе мы ставим целью изучить взаимосвязь компонентов перфекционизма с базовыми потребностями молодых людей. В целом актуальность изучения потребностей объясняется той ролью, которую они играют в развитии личности и современного общества. Те или иные потребности могут обуславливать стремление к достижениям, а удовлетворение этих потребностей – служить одним из критериев эмоционального благополучия.

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых накоплен богатый теоретический материал, необходимый для понимания содержания, функций и формирования и развития потребностей у человека (В.А. Аверин, В.Г. Асеев, H.A. Голубева, И.А. Джидарьян, Е.П. Ильин, В.Н. Колбановский, К. Левин А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А. Маслоу, Г. Мюррей, Ю.М. Орлов, H.H. Прощенко, П.В. Симонов, Ш.Н. Чхартишвили и др.).

Анализируя рациональные аспекты формулировок понятия «потребность», высказанных различными авторами, Е.П. Ильин дает следующее определение потребности личности: «это отражение в сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряже ние (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием» [2,с.38].

В качестве базовых потребностей личности А. Маслоу рассматривает пять групп потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, признании, а также самоактуализации.

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи компонентов перфекционизма и базовых потребностей у юношей и девушек, обучающихся в вузе. Объектом исследования стали 26 студентов вуза – юношей и девушек – в возрасте от 17 до 19 лет.

Для достижения цели исследования были использованы следующие методики:

 

1. Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта, диагностирующая общий уровень перфекционизма, а также выраженность трех его компонентов, имеющих различную направленность: Я-ориентированного, объектно-ориентированного и социально предписанного перфекционизма.

2. Методика «Иерархия потребностей», направленная на выявление актуальности базовых потребностей.

Рассмотрим результаты исследования перфекционизма у студентов с помощью методики П. Хьюитта и Г. Флетта.

 

 

Рис 1. Процентное соотношение молодых людей с различными

уровнями выраженности компонентов перфекционизма.

 

Результаты диагностики показывают: большинство молодых людей (58%) имеет средневыраженный общий уровень перфекционизма, что говорит об их умеренном стремлении быть совершенными, безупречными во всем. Схожие тенденции прослеживаются в результатах изучения перфекционизма, ориентированного на себя: большинство респондентов (60%) имеет средневыраженную склонность предъявлять высокие требования к себе.

В целом высокие показатели общего уровня перфекционизма выявлены у 8% респондентов, я-ориентированного перфекционизма – у 32%, объектно- ориентированного перфекционизма – у 36% молодых людей.

Более всего обращает на себя внимание тот факт, что 60% юношей и девушек имеет высокий уровень социально-предписанного перфекционизма, что говорит об их убежденности в нереалистичности ожиданий, направленных к ним со стороны других людей. Они убеждены в том, что другие люди склонны очень строго оценивать и оказывать давление на них с целью заставить быть совершенным. Наряду с этим они убеждены в собственной неспособности угодить другим.

Рассмотрим результаты исследования студентов с помощью методики «Иерархия потребностей».

Большинство респондентов, согласно результатам диагностики, имеют частичную удовлетворенность потребностей, связанных с материальным положением, безопасностью, межличностными связями, уважением.

Неоднозначные результаты получены в результате диагностики уровня удовлетворенности потребности молодых людей в самореализации. Интересно, что 40% респондентов имеют высокую актуальность данной потребности: она желанна, но не удовлетворена.

Для изучения взаимосвязи компонентов перфекционизма и базовых потребностей у юношей и девушек, обучающихся в вузе, была проведена статистическая обработка данных с помощью корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона).

В результате статистического анализа данных была выявлена следующая тенденция: чем выше у юношей и девушек потребность в уважении, тем более выраженным является общий уровень перфекционизма (p<0,05). Таким образом, потребность молодых людей в уважении как почтительном отношении, признании со стороны других людей имеет положительную связь со стремлением к самосовершенствованию и высоким достижениям. Возможно, стремление доводить результаты своей деятельности до высоких эталонов у перфекциониста имеет социально-ориентированную направленность (получить позитивное внимание, почтение со стороны социального окружения).

 

 

Рис 2. Процентное соотношение молодых людей с разным уровнем

удовлетворенности различных потребностей.

 

Также была обнаружена следующая тенденция: чем выше актуальность материальных потребностей для личности, тем ниже у нее уровень социально-предписанного перфекционизма (p<0,05). Высокая неудовлетворенность собственным материальным положением у юношей и девушек связана с их субъективным восприятием чужих ожиданий и оценок как малозначимых.

Таким образом, мы выявили, что общий уровень перфекционизма у молодых людей положительно коррелирует с актуальностью потребности в уважении, социально-предписанный перфекционизм отрицательно коррелирует со значимостью материальных потребностей. Полученные в результате исследования данные могут вносить вклад в развитие знаний о мотивационно-потребностных основаниях перфекционизма.

 

Список литературы:

1. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... д. психол. наук: 19.00.04 / Наталья Георгиевна Гаранян; Московский гос. ун-т имени М.В. Ломоносова. – Москва, 2010. – 42 л.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.

3. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»