Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что существует противоречие между необходимостью развития школьных образовательных учреждений через инновационный процесс и сопротивлением инновациям со стороны людей, от которых зависит продвижение инноваций. Данная ситуация непосредственно отражается на обучении иностранным языкам в школах.
Рассмотрим определение понятия «инновация». «Инновация (нововведение) – это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности. Сущность нововведений составляет работа по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению отсталых или рутинных элементов традиционной деятельности» [6,с.6].
Инновации в образовании помогают школьнику стать успешной личностью в любой области занятий. Инновации вобразованиисчитаютсяспециальноспроектированными, разработаннымиилислучайнооткрытыминовшествами. «Вкачествесодержания инноваций могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный ввидетехнологическогоописанияпроектэффективногоинновационногопедагогическогоопыта, готового квнедрению» [5,с.32]. Педагогическая инновация рассматривается как педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом [7,с.102].
«В образовательной деятельности принято выделять два типа инновационных процессов в области образования. Первый тип – инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность педагогов-новаторов, воспитателей, родителей. Сюда же частично относятся нововведения, предпринимаемые администраторами-проектировщиками образования, деятелями культуры, занимающимися практикой воспитания и обучения (художники, музыканты, архитекторы, бизнесмены, экологи и др.). Стихийный характер инноваций подчеркивает необходимость глубокого анализа данного типа инноваций с целью выделения позитивных сторон деятельности. Второй тип – инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно-культивируемой междисциплинарной деятельности» [8, с. 148].
В инновационном процессе вычленяют этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. Сложилась следующая последовательность этапов:
- открытие идеи (вследствие фундаментальных и прикладных научных исследований);
- создание новшества (воплощение в материальный или духовный продукт);
- распространение новшества (внедрение в новые сферы);
- преобладание новшества в конкретной области;
- уменьшение масштабов применения новшества из-за замены его новым продуктом.
Не секрет, что вопреки положительному влиянию инноваций на процесс обучения, существует отрицание преобразований со стороны школьных учителей. Как мы считаем, причины неприятия нововведений лежат в сознании людей, участвующих в процессе изменения. Можно выделить следующие барьеры, с которыми сталкиваются педагоги:
- психологические барьеры (когнитивный и регулятивный. При недостатке определенной информации о нововведении, у педагогов появляется когнитивный психологический барьер, это вызывает пассивное противодействие. Если же со стороны преподавателей появляется недоверие к инициаторам нововведения, то у них формируется регулятивный психологический барьер, который, в свою очередь, порождает активное противодействие);
- барьеры творчества (содержат в себе неготовность пойти против педагогического коллектива, страх быть осужденным своими коллегами, либо попросту нежелание менять устоявшиеся, привычные подходы к обучению).
Тем не менее, необходимо осознавать, что инновационные формы обучения являются требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС). «Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. ФГОС нормирует все важнейшие стороны школы, определяет уклад школьной жизни» [9].
Новый стандарт отличается своим деятельностным характером, главная цель которого – развитие личности учащегося, а также его способностей ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях и умение их разумно применять. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) делает обучение вообще, и уроки иностранного языка в частности, яркими, многообразными, продуктивными, что позволяет пробудить больший интерес учащихся к изучаемому предмету. «Для успешного внедрения инноваций на уроках иностранного языка необходимо использование инновационного оборудования, инновационных приемов и инновационных технологий» [6, с. 3]. Инновационное оборудование включает в себя мультимедийные средства, дающие высокое качество изображения и звука, а также доступность к современной страноведческой информации. Перечислим средства ИКТ, которые можно использовать в обучении иностранному языку:
• «электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео и аудиотехника,
• научно-исследовательские работы и проекты,
• интерактивная доска» [1, c. 2].
Для успешного внедрения инноваций на уроках иностранного языка н важны также инновационные приемы обучения – это учебно-исследовательские мини-проекты, которые учащиеся выполняют при использовании средств сети Интернет, и инновационные технологии – прежде всего, технологии выработки самостоятельности у учащихся при овладении той или иной темы по предмету, т.е. развития у учащихся учебной автономии.
Итак, при использовании инновационного оборудования, технологий и приёмов обучения при организации обучения иностранным языкам возможно создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся через ресурсы учебного предмета «Иностранный язык», что будет способствовать осуществлению цели, содержащуюся во ФГОС, которая отражает основные ценности современного общества.
Считаем, что внедрению инноваций в процесс обучения в школах могут способствовать:
- организация курсов повышения квалификации в сфере внедрения инноваций для представителей органов управления образованием;
- организация курсов повышения квалификации в сфере практического применения педагогических инноваций в процессе обучения конкретным учебным предметам (иностранному языку в частности);
- организация тренингов для конкретного учебного заведения, т.е. для школьной администрации и учителей, – что позволит снять несогласованность по внедрению инноваций внутри учебного заведения, и позволит повысить профессиональную компетентность в области внедрения педагогических инноваций всех участников этого процесса.
Список литературы:
1. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. – ИЯШ, №3. –2002. – С 3-5.
2. Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2010. – 336с.
3. Государственные стандарты общего образования [Электронный ресурс]: сайт Российского образования. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (29.12.2015). – Загл. с экрана.
4. Инновации в образовании [Электронный ресурс]: сайт Открытого класса. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/343588 (28.12.2015). – Загл. с экрана.
5. Казачихина И.А. Отношение преподавателей вузов к инновациям в образовании = University teachers' attitudesto innovationin education / И.А. Казачихина, Я.Р. Бобоходжаева // Языковое образование в вузе: теоретический и прикладной аспекты: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 15–16 янв. 2015 г. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2015. – С. 31-35.
6. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – 146 с.
7. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. – ИЯШ, №6. – 1997. – С 4-7.
8. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1 – 174 с.
9. Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения. – Новосибирск: НГАУ, 2008. – 166 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: школьный сайт ФГОС. – Режим доступа: http://soch7mart.narod.ru/index/fgos/0-37 (28.12.2015). – Загл. с экрана.