Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка




Лябах Юлия Анатольевна

учитель, МБОУ «Гимназия№3», Россия, г. Белгород



Ключевые слова: сотрудничество, малые группы, технологии, взаимодействие, компетенция.




Библиографическое описание: Лябах Ю.А. ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.64-65


Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение практическому владению иностранным языком. Язык как средство общения помогает людям находить точки соприкосновения, обмениваться идеями, взаимодействовать. Современное обучение иностанному языку подразумевает освоение учащимися навыков, которые они смогут применять при взаимодейсвии с другими людьми. Таким образом уроки иностранного языка должны стать таким местом, где эти умения тренируются и развиваются.

Как можно организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы стимулировать их взаимодействие? На самом деле существуют три способа, обеспечивающих это взаимодействие. Один из них это соревнование, когда учащиеся соревнуются друг с другам за оценки. Приверженцы этого способа объясняют свой выбор тем, что жизнь за пределами школы построена на конкуренциии и соревновании, как например при поиске работы или получении должности. Мы не можем не признавать наличие конкуренции в нашем обществе, но вместе с тем, большая часть нашей жизни это не только конкуренция, но и сотрудничество.

Еще один способ, это индивидуальный подход в обучении, когда ребенок отслеживает только свое развитие, т.е. обучение и оценка ребенка не зависят от успеха и оценок других детей.

И, наконец, третий способ- обучение в сотрудничестве, когда деятельность учащихся организуется таким образом, чтобы взаимодействуя друг с другом, дети достигали общей цели.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но технология совместного обучения начала разрабатываться лишь в 1970-е годы тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), университета штата Калифорния (группой Э. Аронсона).

 «Обучение в сотрудничестве- это деление учащихся на малые группы в классе, при котором учащиеся получают задачу, над выполнением которой работают вместе, тем самым увеличивая как свою собственную продуктивность в изучении материала, так и продуктивность друг друга.» [3, c.26].

Еще одно определение обучению в сотрудничестве дает Lightbrown P. Spada N. [4, с.57-58]. «Обучение в сотрудничестве- это деятельность, во время которой учащиеся должны работать вместе, чтобы выполнить какую-либо задачу или решить проблему». И в этом определении важным словом, по нашему мнению, является слово должен, поскольку в обучении в сотрудничестве важна именно необходимость учащихся работать вместе.

Давайте рассмотрим необходимые элементы обучения в сотрудничестве. Во-первых, учащиеся должны знать, что они могут и должны полагаться друг на друга. Например, при получении задания восполнить недостающую информацию в тексте каждый из участников группы имеет свою индивидуалную часть задания.Таким образом группа выполнит задание только при условии если каждый из участников группы поделиться и/или получит эту информацию.

Во-вторых, обучение в сотрудничестве это продуктивное и достаточно длительное личное взаимодействие учащихся при котором дети могут обсуждать, спорить, анализировать вместе. Третий элемент заключается в том, что учащиеся должны ясно осознавать личную значимость и ответственность в достижении групповой цели. Четвертый элемент имеет отношение к социальному аспекту обучения в сотрудничестве и заключается в использовании навыков межличностного общения. Пятым необоходимым элементом обучения в сотрудничестве является оценка группы своей собственной деятельности для более эффективной деятельности в будущем.

По результатам многих исследований обучение в сотрудничестве повышает качество знаний учащихся, особенно у учащихся с низкой успеваемостью, увеличивает вовлеченность учащихся в учебный процесс. Работа в группах позволяет во много раз увеличить время говорения каждого учащегося на уроке.Обучение в сотрудничестве увеличивает удовлетворение учащихся своей деятельностью (общение, взаимодействие с одноклассниками), помогает учащимся развивать навыки устной речи, а также навыки межличностного общения и взаимодействия. И, наконец, успешная групповая работа повышает самооценку учащихся.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Это технологии, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому ученику возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

 

Список литературы:

1. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.- Изд-во Академия, 2008.-272 c.

2. Johnson R, Johnson D. (1994). Cooperative learning and Second Language Teaching: Cambridge Language Education. EditorJackC. Richards, 2006, c.21

3. Johnson, D. W., Johnson, R. T., & Holubec, E. J. (1993). Cooperation in the Classroom (6th ed.). Edina, MN: Interaction Book Company.

4. Lightbown, P., & Spada, N. (2006). How languages are learned (3rd ed ). Oxford: Oxford University Press.

Источник из интернета:

5. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии на уроках иностранного языка. Обучение в сотрудничестве [Электронный ресурс] // Лаборатория дистанционного обучения. – Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/lessontech.htm, свободный. – Загл. с экрана .

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»