+7 989 669 15 15



ОБУЧЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ ‒ СЕРЬЕЗНЫЙ ШАГ СТУДЕНТОВ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ ЮРИСТА




Гайтова Лаура Хаджи-Муратовна,

ассистент ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» г. Владикавказ

Статья посвящена проблеме практико-ориентированной подготовки юристов; она содержит попытку раскрыть роль юридической клиники в процессе обучения студентов-юристов профессиональным, общекультурным навыкам и компетенциям; акцентируется межличностное взаимодействие и дисциплина в ходе деятельности юридический клиники вуза.

Ключевые слова: Ключевые слова: обучение; профессиональные навыки; юридическая практика; юридическая клиника; профессионализм.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Самым важным моментом юридического клинического образования является соединение теоретических и практических навыков, так как студенты и преподаватели имеют возможность проанализировать взаимосвязь между правовой наукой и реальной юридической практикой.

Проводимое нами исследование показало своевременность и необходимость введения в практику юридических организаций и образовательных учреждений по профилю подготовки юридические клиники на основании п. 7.16. Приказа Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 г. № 464 и «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») [3] в соответствии с п. 7.12 Приказа Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр» [4]. Сейчас в России более 100 юридических клиник [1].

В юридической клинике созданы психолого-педагогические условия для решения профессиональных задач разной сложности, студенты перенимают опыт наставников, находящихся всегда рядом и готовых консультировать по возникающим вопросам. Довольно часто приходится вступать в различные контакты с различными категориями граждан. Эффективность таких контактов зависит от психологической подготовленности специалиста, его вооруженности и готовности применять имеющиеся знания и умения в ситуациях профессионального общения. Поэтому участие в решении правовых проблем граждан невозможно без организованного и эффективного общения работников юридической клиники между собой и с гражданами.

В этой связи мы пристальное внимание уделяли исследованию процесса профессионального общения, т.е. процесса специально организованного взаимодействия людей (наставников, руководителей и подчиненных, работников, равных по должностному положению, сотрудников и граждан, студентов), обусловленного профессионально значимой целью консультантов, предполагающей персональную ответственность за качество и профессионализм своих решений. Цель общения определяется характером и ситуацией профессиональной деятельности; ее достижение или не достижение указывает на уровень коммуникативной компетентности специалиста, качество выполнения им своих служебных функций.

Формирование профессионализма у обучающихся в юридических вузах России ‒ целенаправленный и организованный педагогический процесс развития системы профессиональных знаний, умений и навыков, а так же личностных качеств, позволяющих осуществлять межличностное взаимодействие в служебных ситуациях; создания психолого-педагогических условий реализации методической, познавательной, операционно-деятельностной и мотивационной составляющих профессиональной подготовки студентов в соответствии с должностным предназначением.

Как показало проведенное автором исследование, эффективность рассматриваемой сферы образования подразумевает целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие в образовательной деятельности вузовского обучения с юридическими клиниками, имеющими цель сформировать адекватную систему профессиональной подготовки, вывести образование на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и профессиональной культуры кадров.

Главное в практической подготовке студентов ‒ помогать делать правосудие по гражданским делам доступной, для тех слоев населения, которые не имеют средств нанимать для своей юридической защиты авторитетного квалифицированного специалиста. «Система гарантий при оказании юридической помощи должна обеспечивать права всех лиц, обратившихся за защитой [5, с. 43].

Малообеспеченные слои населения приобретают возможность получить юридическую помощь совершенно бесплатно; обучение правовой культуре самих студентов и граждан, обращающихся за консультацией, имеет огромное значение, и в этом ценность юридической клиники как социального проекта. «Юридическая клиника – это форма организации процесса обучения студентов, посредством их участия в предоставлении бесплатных юридических услуг социально незащищенным слоям населения» [2, с. 30].

В сложном и динамичном процессе формирования профессиональной компетентности обучающихся наставникам приходится решать большое количество типовых и оригинальных профессиональных задач. Как правило, это задачи со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных педагогических решений.

Чтобы более уверенно прогнозировать искомый результат, мы определили функции профессионализма наставников, которые, наиболее полно отражают содержание их общественно- и государственнополезной деятельности:

1)   профессиональная(связана с владением необходимыми качествами для осуществления успешной деятельности по должностному предназначению, успешности решения учебных, воспитательных и профессиональных задач);

2)   аналитико-конструктивная (предусматривает владение знаниями, необходимыми для правильной оценки обстановки, принятия решений; анализ деятельности и ее результатов);

3)   деятельностно-регулятивная (заключается в создании доброжелательной, рабочей и дисциплинирующей обстановки, побуждающей к продуктивному выполнению обязанностей и социально-ценностных функций в коллективе; приучающей студентов к планированию труда и его результатов, системности, самостоятельности и точности исполнения управленческих решений, мобильности в корректировке труда).

Экспериментальное апробирование эффективности предложенной исследованием концепции повышения у студентов профессиональной компетентности, дало основание для разработки практических рекомендаций субъектам педагогического процесса в соответствующей сфере.

Основываясь на полученных результатах и учитывая большое желание студентов, участников эксперимента, научиться основам профессионального мастерства под руководством наставников, можно констатировать, что существование таких клиник оправдано. Студент, не только обладающий хорошими теоретическими знаниями, но понимающий, как надо на практике работать с клиентом, и знающий четко правила такой работы, может добиться больших успехов в своей будущей деятельности.

 Из вышеизложенного можно сделать выводы:

обучение в клинике через практическое действие ‒ это первый шаг к получению профессиональных навыков работы юриста;

специфической особенностью юридической клиники является то, что она, во-первых, создается преимущественно для учебных целей и не преследует материальных интересов; во-вторых, обеспечивает качественную консультационную деятельность студентов с помощью наставников.

 

Список литературы:

1. Клиническое юридическое образование в вопросах и ответах // Официальный сайт клинического юридического образования [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://lawclinic.ru/article.phtml?id=1. – Дата доступа: 28.02.2014.[1]

2. Мамин А.С., Усов И.С. Теоретико-правовой анализ развития юридического клинического образования в России // Общество и право.2 - 2010. – N 5. - С. 27 – 30.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 г. № 464 (ред. от 31 мая 2011 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. № 17337) // СПС Консультант Плюс, 2012.

4. Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. с п. 7.12 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр».

5.Халатов С.А. Представительство в гражданском и арбитражном процессе. М.: Норма. 2002. 208 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»