+7 989 669 15 15



Олень в мансийских эпических песнях




Герасимова Светлана Алексеевна

старший научный сотрудник
Обскоугорский институт прикладных исследований и разработок
Россия, г. Ханты-Мансийск


Аннотация: Устное народное творчество манси – это памятник народного искусства, говорящий об уникальной культуре этого народа. Одним из наиболее распространённых образов звериного стиля является олень, но в эпических текстах его образ занимает очень скромное место. В данной статье мы рассмотрим образ оленя (точнее – упоминание об олене) в мансийских эпических песнях на примере двух сборников «Именитые богатыри Обского края».

Ключевые слова: олень, эпические песни, манси, сравнение, мансийская мифология, жертвоприношение.




Библиографическое описание: Герасимова С.А. ОЛЕНЬ В МАНСИЙСКИХ ЭПИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" -С. 39-41


Олень и подобные ему животные с самых древних времен присутствовали в мифологии и ритуалах многих народов разных континентов. Культ к оленю, жизненно важному для выживания и развития людей зародился задолго до появления такого важного для людей животного, как лошадь или бык. Особенно почитали это животное народы Европы, Кавказа, Сибири. Свидетельства об этом археологи обнаруживают в пещерных рисунках, бронзовых статуэтках, изображениях на древних предметах обихода. Олень почитался как тотем, как посланник солнца, был помощником шаманов в их путешествиях в потусторонний мир [1].

В статье «К тюркско-венгерским фольклорным связям» Короглы Х. [4] имеются следующие сведения об олене в мансийской мифологии: «Олень считается тотемным животным у финно-угорских племен. У вогулов (манси) Сибири (наиболее близких генетически к венграм) сказочный герой Тунк Пах вечно парил над землей. …Однажды он заметил шестиногую олениху и стал догонять ее, но не смог поймать, а лишь перебил ей две ноги, и олениха осталась на четырех ногах…». В данном случае не согласимся с автором статьи, так как в мансийской мифологии шестиногой была не олениха, а лось, что подтверждается мифом «О Млечном Пути, о лосе и мужчине Мосьхум» [6, с. 36-41] и сказом, записанным В.Н. Чернецовым в 1926 г. в селе Сартынья «Охота на шестиного лося» [5, с. 297].

В настоящей статье мы рассмотрим образ оленя (упоминание об олене) на примере текстов двух сборников «Именитые богатыри Обского края» [2; 3], в которых представлено 15 мансийских эпических текстов.

На основе анализа данных сборниках было выявлено, что олень упоминается в следующих случаях:

1. Олень – жертвенное животное, например:

(1) На ночь назначенное для меня жертвоприношение

На утро не откладывают,

На утро назначенное для меня жертвоприношение

До ночи не оставляют.

Одной верёвкой связанные семь жертвенных животных

Они приводят,

Одной верёвкой связанные шесть жертвенных животных

Они приводят [2, с. 35].

(2) Триста рогатых зверя-оленя они принесли в жертву,

После этого пёструю лошадь убили [2, с. 53].

2. Использование шкуры оленя для пошива одежды, например:

(3) День проживают: но на улицу его не выпускает; спать ложится: в полы своей одежды, изготовленной из шкур семи оленей-самцов, поближе к себе укладывает, так его и растит [2, с. 57].

3. Использование оленя и оленей упряжки, как средство передвижения, например:

(4) Младший брат пусть собирается, на охоту на весенних оленей-самцов пойдем, его нарты, самцами запряженные, зверями запряженные уже подготовлены [2, с. 59].

(5) Впряженные в нарты олени-самцы рванули с места… [2, с. 97].

(6)Долго ехали или коротко ехали,

Город, в котором живёт хозяин, показался.

Туда приехали, оленей отпустили… [3, с. 41].

4. Использование шкуры оленя как элемента средства передвижения, например:

(7) Он чувствует, что его ноги каким-то образом скользят.

Взглянул на свои ноги: Из камусов самки-оленя покрытые две лыжи уже на его ноги надеты [3, с. 43].

(8)Мои, с помощью которых в юности ездил,

Из выделанной шкуры нарезанные оленьи упряжки-верёвки

Те пусть впрягает!» [2, с. 95].

5. Олень в стаде, например:

(9) Выходи на улицу, твои братья – семеро мужчин из семи оленей-самцов стадо гнать пойдут, тебя позвали [2, с. 61].

(10) Приходит в каменную крепость в устье Сосьвы к своим дядям. Дяди его снабдили стадом оленей и запряженным обозом... [2, с. 145].

6. Соревнование на оленях, например:

(11) Моих этих красных оленят возьми, хоть на них соревнуйся [3, с. 51].

7. Сравнение.В таких примерах не только сравнивают оленя (или части оленя) с кем-то, но и кого-то сравнивают с оленем, например:

(12) Хозяин ему говорит: «Иди, в стадо оленье сходи, с глазами сороки, с глазами ворона двух моих оленей поймай» [3, с. 41].

(13) И вот среди леса с остроконечными деревьями шагая

Мои две собаки, величиной с теленка самца-оленя,

Мои две собаки, величиной с теленка самца-лося,

С хорошим лаем останавливаются [3, с. 167].

Следует отметить, что в анализируемых сборниках эпических песен не встретилось ни одного примера, в которых бы упоминалось употребление оленя в пищу. Такие примеры мы рассмотрим в других эпических текстах.

В данных сборниках имеется 3 примера с упоминанием оленя, которые вызвали затруднение, мы не смогли отнести их ни к одному, упоминаемому выше типу, например:

(14) В будущем, когда придёт осень с хрустом от оленьих ног,

В будущем, когда придёт осень с хрустом от звериных ног… [2, с. 91].

(15) К длинному речному плёсу, для бега оленей-самцов, они причаливают [2, с. 131].

(16) Одной запущенной стрелою,

Словно осенней рыбой нанизанное полное вешало, всех оленей пронзил,

Словно весенней рыбой нанизанное вешало, всех оленей пронзил,

Дальше пошёл,

С семью быками оленями стадо нашёл.

Одной выпущенной стрелой,

Словно осенней рыбой нанизанное полное вешало, всех оленей пронзил,

Словно весенней рыбой нанизанное вешало, всех оленей нанизал.

Потом дальше пошёл… [3, с. 45].

Таким образом, в рассмотренных сборниках выявлен 31 пример с упоминанием оленя (в статье представлено только 16 примеров), из них: 7 примеров, где олень (оленья упряжка) используется как средство передвижения; 6 примеров – что олень – это стадное животное; по 4 примера – олень как жертвенное животное и сравнение оленя (с оленем); 3 примера – шкура оленя как элемент средства передвижения; по 2 примера – использование шкуры оленя как одежду и соревнование на оленях.

 

Список литературы:

1.   Баева, Вихра Сур-олень шестикрылый – мифический образ оленя в болгарском фольклоре [Электронный ресурс] // BNR. – Режим доступа: http://bnr.bg/ru/post/100518424. – Загл. с экрана.

2.   Именитые богатыри Обского края. Книга 1 / гл. ред. Юван Шесталов. – Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. – 150 с.

3.   Именитые богатыри Обского края. Книга 2. / под ред. проф. В.Б. Орлова. – Ханты-Мансийск: Изд-во Юграфика, 2012. – 171 с.

4.   Короглы, X. К тюркско-венгерским фольклорным связям [Электронный ресурс] // KYRGYZ:RU Центрально азиатский исторический сервер. – Режим доступа: http://www.kyrgyz.ru/articles/library/korogly_x_k_tyurksko-vengerskim_folklornym_svyazyam/. – Загл. с экрана.

5.   Мифы, предания, сказки хантов и манси / Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков; сост., предисл. и прим. Н. В. Лукиной, под общ. ред. Е. С. Новик. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 568 с.

6.    Ромбандеева, Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) / Е. И. Ромбандеева. – Сургут: Сев. Дом., «Сев.-Сиб. рег. кн. изд-во, 1993. – 208 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.