Определение показателей обучаемости русскому языку у слабослышащих студентов




Серебрякова Юлия Вадимовна

доцент
кафедры «Философия» Ижевского Государственного Технического Университета имени М.Т. Калашникова,
Россия, г. Ижевск


Аннотация: В статье анализируются проблемы обучения русскому языку у слабослышащих студентов. Приведены показатели обучаемости, которые в дальнейшем могут стать критериями мониторинга коммуникативной компетентности студентов.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучаемость, мониторинг, коммуникативная компетентность.




Библиографическое описание: 


Соглашаясь с точкой зрения И.П. Подласого [3], признаем, что обучаемость должна быть учтена одной из первых в ряду факторов, влияющих на продуктивность обучения (учитель, обучаемость, учебный материал, время обучения). Динамический характер обучаемости, описанный в трудах А.Я. Ивановой [1], З.И. Калмыковой [2], необходимо учитывать особенно при создании методики инклюзивного обучения в университете, т.к., как правило, слабослышащие студенты в первые три месяца первого семестра показывают крайне низкую изначальную сформированность коммуникативной компетентности. Однако динамика роста показателей обучаемости довольно скоро становится очевидной и самим студентам, и преподавателям. Отметим, что не все слабослышащие студенты справляются с темпом и объемом новых знаний, т.е. обучаемость можно отнести к индивидуальным особенностям студентов. Кроме того, на степень обучаемости существенно влияет и уровень реабилитации после операции по восстановлению слуха: обучаемость выше у тех студентов, кто активно занимался с логопедом, читал в школе и дома, общался со сверстниками. С другой стороны, абсолютно глухие студенты, к сожалению, оказываются среди отстающих.

Дополняя теоретические работы российских педагогов, в качестве исходного методико-практического материала для создания системы мониторинга компетенций возьмем концепцию А.В. Фаркова, конечно, корректируя ее для наших студентов. Этот российский педагог, исследуя проблемы обучаемости математике нормально слышащих учащихся, описывает следующие компоненты: глубина, гибкость, осознанность, устойчивость и самостоятельность ума: «каждый из компонентов обучаемости раскрывается с помощью показателей обучаемости (сформированность приемов умственной деятельности, умение отделять главное от второстепенного, умение выделять существенные признаки понятий, умение видоизменять задачу, умение мысленно решать задачи и др.)» [6]. Что касается компонентов обучаемости русскому языку слабослышащих студентов, то они, как мы полагаем, отражают уровень разрешения следующих учебных проблем:

Таким образом, создаваемая нами методика обучения слабослышащих студентов позволит конкретизировать рассмотренные выше проблемы обучения русскому языку и проанализировать количественные и качественные показатели обучаемости слабослышащих студентов.

Таблица 1.

Проблема Компонент обучаемости
Отсутствие представления о языке как системе [4] Глубина
Ограниченный лексический запас, неразличение конкретного и абстрактного уровней лексики Осознанность
Деформированность дейксиса в речи [5] Гибкость
Неумение моделировать речевые ситуации Самостоятельностьи критичность

 

Список литературы:

1. Иванова, А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей / Иванова А.Я. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 98 с.

2. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / Калмыкова З.И. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.

3. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для пед. вузов / Подласый И.П. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

4. Серебрякова, Ю.В. Структура инклюзивного междисциплинарного курса «Русский язык и культура речи» / Серебрякова Ю.В. // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: материалы XI Международной научно-практич. конф. – Махачкала: ООО Апробация, 2016. – С. 26 – 29.

5. Серебрякова, Ю.В. К вопросу о влиянии недейктических компонентов на изменения дейктической «системы координат» в речи слабослышащих студентов / Серебрякова Ю.В. // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Материалы VIII Международной научно-практической конференции / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №2 (8). – С. 49 – 53.

6. Фарков, А.В. Диагностика обученности и обучаемости учащихся математике: монография /Фарков А.В. - Архангельск: Изд-во Поморского университета, 2005.-316с.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»