Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества может, как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей. На основе изучения занимаемых позиций родителей, моделей их поведения и специфики нарушения у ребенка необходима целенаправленная психолого-педагогическая и медико-социальная работа с семьей с целью формирования конструктивных детско-родительских взаимоотношений [1, c.150].
Постоянная коррекционная помощь родителям детей с расстройством аутистического спектра (РАС) обеспечивается как присутствием родителей на занятиях, так и периодическими консультациями, на которых они получают программу для дальнейшей «домашней работы», обсуждают текущие проблемы семьи и особые трудности в поведении ребенка, необходимость его устройства в детское учреждение, дополнительных занятий с педагогом и т.п.
Проведя эмпирическое исследование мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что родители, воспитывающие детей с расстройством аутистического спектра, часто находятся в состоянии тревожности, имеют заниженную самооценку, бояться отрицательной реакции окружающих на поведение их ребенка и т.д. Чтобы избегать подобных состояний и помогать своему ребенку, родителям нужно обязательно пройти программу по психологическому сопровождению.
Для оптимизации психологической реабилитации родителей детей с расстройством аутистического спектра нами была предложена программа по психологическому сопровождению таких субъектов.
В программу психологического сопровождения родителей входило выполнение физических упражнений и дыхательных техник из восточных практик, а также работа со вниманием (прохождение сознанием по всем участкам тела) и медитация с природными образами.
Подводя итоги, мы видим, что проведенная работа дала эффективные результаты, у испытуемых улучшились показатели практически по всем проведенным тестам. Заметно повысилась самооценка, самоотношение, женщины стали больше прислушиваться к своим мыслям и чувствам. Заметно уменьшилась ситуативная тревожность. Повысилась ответственность за совершаемые поступки. Но также многие женщины перестали постоянно взваливать всю ответственность за происходящее с их больным ребенком на себя.
У многих испытуемых повысились внутриличностные психологические характеристики, значительно уменьшились психосоматические проявления.
Полученные данные указывают на то, что проведенная работа по психологическому сопровождению родителей детей с расстройством аутистического спектра является эффективной.
Список литературы:
1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Изд.: Просвещение, - М., 2008 г. – 240 с.