Опыт использования технологий активного обучения на занятиях по иностранному языку в военном вузе




Кузякина Наталия Александровна

соискатель, преподаватель кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА», филиал г. Челябинск

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы использования технологий активного обучения иностранному языку в военном вузе, а также представлен опыт проведения тематических конференций на иностранном языке как результат учебного образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, активное обучение, военный вуз, конференция, иностранный язык, методы обучения.




Библиографическое описание: 


В настоящее время в образовательной сфере все актуальнее становится применение нестандартных, «нетрадиционных» методов и форм обучения иностранным языкам. Сегодня педагогу уже необходимо свободно и легко ориентироваться в инновационных процессах, для того, чтобы заинтересовать и увлечь обучаемых, что, в свою очередь, ведет к большей эффективности обучения. Таким образом, преподавателю для быстрого и успешного достижения образовательных целей необходимо использовать в своей практике технологии активного обучения.

Применение технологий активного обучения позволяет реализовать цели компетентностного образования посредством конструирования единой социокультурной среды, органично синтезирующей все формы учебной и внеучебной деятельности и подчиняющей их задаче развития социальных и профессиональных компетенций учащихся. Что такое технология активного обучения? Это, прежде всего, способ реализации содержания обучения, причем учащиеся в этом обучении принимают активное участие, они вовлечены в процесс обучения и мотивированы на самостоятельный поиск решения коммуникативных или проблемных, информативных задач. Все это происходит в ходе использования современных методов и средств обучения, что оптимизирует процесс обучения, и в результате это обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленных целей[4]

Использование технологий активного обучения обладает некоторыми признаками: унификация процесса обучения и возможность применения технологии в дальнейшем в заданных условиях; результативность; направленность технологии на развитие личности учащегося в процессе обучения; обоснование цели уже на этапе проекта; оптимальная организация учебного материала (содержание материала, цели, уровни изучения, способы усвоения и оценка); организация образовательного процесса в соответствии с учебными целями, при этом большее внимание уделяется прежде всего самостоятельной работе учащихся с учебным материалом; контроль (входной, текущий, промежуточный, итоговый). Кроме всего вышеизложенного к положительным признакам технологии активного обучения можно также отнести экономичность, проектируемость, управляемость, визуализацию и т.д. [3,с.8]

В качестве ведущего компонента содержания обучения выступают различные виды речевой деятельности – говорение, аудирование, чтение и письмо. Для повышения эффективности обучения английскому языку с учетом этих требований преподаватели кафедры иностранного языка Челябинского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» активно используют различные развивающие ролевые и деловые игры, беседы, дискуссии, конференции. Ролевые игры на первоначальном этапе обучения языку, когда языковой материал еще мало связан с будущей профессией, легко вписываются в разговорную тематику, которая изучается на первом курсе. И хотя о профессиональной коммуникации речь пока не идет, однако, на данном этапе происходит формирование речевых умений и подготовка к проведению ролевых и деловых игр на старших курсах, где изучение иностранного языка охватывает военно-профессиональную тематику.

При изучении военной и военно-авиационной тематики в военном вузе преподаватели обращаются к таким технологиям активного обучения, как дискуссии, проводят конференции, которые, безусловно, требуют более длительной и тщательной предварительной работы и в большей степени соответствуют уровню языковой подготовки курсантов старшего курса[2,с.59].

Необходимо отметить, что проведение конференций вызывают наибольший интерес у самих учащихся. Хотелось бы заострить свое внимание именно на этой технологии обучения, которая имеет свои определенные цели. К образовательным целям относятся:

- обобщение ранее изученного материала по темам «Наше училище», «Военное образование в США», «Армейские пайки», «Типы военных самолетов» (авиационный английский язык) и подведение итогов по нескольким изученным темам (конференция может проводиться как на этапе завершения изучения одной темы, так и как итоговое семестровое или годовое мероприятие);

- активизация умения проводить конференции на иностранном языке;

- формирование навыков аудирования, с последующим кратким высказыванием типа рассуждений;

- формирование навыков диалогической речи (умение задавать дополнительные вопросы к слушателям и выступающим).

Развивающие цели:

- формировать умение говорить на выбранную тему и высказывать свое мнение по поставленной проблеме;

- развивать у курсантов умение анализировать проблему;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- показать предметную взаимосвязь между английским языком и знаниями, полученными в процессе изучения профессионально-ориентированных предметов.

Воспитательные цели также учитываются при проведении такого типа работы. Это активизация интереса курсантов к приобретению новых знаний, умений и навыков, а также ознакомление со страноведческой информацией.

Несмотря на разное количество аудиторных часов по английскому языку, для проведения конференций стало возможным объединять курсантов с разным уровнем владения навыками и умениями в использовании знаний английского языка. Заинтересованность курсантов в проведении групповых презентаций, а затем и участии в конференции, по их словам, связана с их мотивацией изучения и усовершенствования знания английского языка, с мотивацией к общению на английском языке, а также самооценкой своих умений владения английским языком на уровне профессионального общения. Проведение конференции является заключительным звеном в цепочке видов работ военнослужащих на занятиях по английскому языку, а именно:

- выработка умений использовать авиационную терминологию;

- реферирование в устной и письменной форме статей из дополнительной литературы и Internet источников;

- обсуждение в группах, что ведет к более широкой осведомленности в социальном, технологическом, экономическом, политическом окружении деятельности, а, следовательно, к обогащению языковой компетенции курсантов;

- индивидуальные презентации курсантов: для привлечения внимания аудитории выступающий подготавливает раздаточный материал и ряд вопросов к аудитории (формируется, в данном случае, умение выступления перед аудиторией; слышать вопрос и по существу отвечать на него; вступать в мини-общение: выражать свое мнение, высказывать аргументы «за» и «против»; нахождение, если возможно, в сложной ситуации компромисса);

- групповые презентации: 2-3 курсанта (источник информации – аутентичные статьи; использование технических средств обучения; прямой контакт с аудиторией посредством вопросов и обратная связь в виде ответов и, возможно, через дополнительную информацию, что предполагает взаимное обучение).

Преподавателю в свою очередь следует учитывать личностные характеристики каждого курсанта (интроверт или экстраверт; хороший или слабый уровень знания английского языка; «рискует» ли делать ошибки или «зажат» своей неуверенностью; его предпочтения в общении с «сильным» или «слабым» курсантом; лидер или ведомый; обращает больше внимания на форму или смысловое содержание высказывания; быстрота реакции при обратной связи и какова ее причина); консультировать курсантов при выборе ими аутентичных статей (учащиеся на английском языке выражают свое мнение относительного информативности, новизны, полезности выбранного материала, его соответствия теме); ориентировать учащихся на смысл высказывания, в то время как форма высказывания отходит на второй план (имеет в виду аппроксимация грамматических ошибок, не ведущих к искажению смысловой информации); создать дружелюбную среду («расслабить» выступающего, не подвергая его стрессу из-за возможности неточного произношения или грамматической ошибки; из-за боязни выступать перед аудиторией, сознавая, что его английский язык оставляет желать лучшего); оказать поддержку в подготовке раздаточного материала; заранее объяснить важность использования презентаций при выступлении; объявить благодарность от кафедры за активное участие и стремление достичь определенных результатов.

Данный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура этого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность; источники информации (учебники, справочники, базы данных, включая электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.); презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение на конференции, выступление на заседании студенческого общества, на семинаре).

Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Опыт показывает, что данный метод организации учебного процесса, с использованием технологий активного обучения, способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, помогает курсантам с большей эффективностью уяснить как грамматический материал, так и лексический, и устранить пробелы в знаниях. Кроме того, обучение во взаимодействии, имея множество способов реализации, способно разнообразить занятие, создать непринужденную, доброжелательную обстановку, что помогает снять коммуникативные барьеры и раскрыть потенциал курсантов.

Коллективная учебная деятельность курсантов на подобных практических занятиях по иностранному языку способствует мотивированию речевых высказываний курсантов и является эффективным средством для решения коммуникативных и проблемных задач.[2,118] , что позволяет успешно подготовить выпускников военного авиационного вуза к их профессиональной деятельности. Данный прием подведения итогов за учебный год рекомендуется использовать преподавателям военных образовательных учреждений как начинающим, так и преподавателям с высокой планкой мастерства. Область применения – I и II курсы, при подведении итогов по авиационной тематике. Представляется целесообразным также применять данный опыт как обобщение за семестр или же как итоговое обобщение определенных тем.

 

Список литературы:

  1. Айламазьян А.М. «Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра», уч. пособ. д. студ., МГУ,1989. - С.118.
  2. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
  3. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. – М., 2008.
  4.    Кузякина Н.А. Особенности обучения иностранной лексике как необходимая составная обучения иностранному языку в военном авиационном вузе // Инновационное развитие профессионального образования. - 2015. - №1(07). 
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»