+7 989 669 15 15



Опыт работы студенческих волонтёрских организаций в России




Возмилкина Евгения Николаевна

магистр
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова», Россия, г. Магнитогорск


Аннотация: В работе представлена теоретическая информация, касающаяся особенностей волонтёрства в молодёжной среде. Также в статье проанализирован опыт работы студенческих волонтёрских организаций в России.

Ключевые слова: волонтёрская деятельность, молодёжное добровольчество, студенческие волонтёрские организации.




Библиографическое описание: Возмилкина Е.Н. ОПЫТ РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.187-189


Волонтёрская (добровольческая) деятельность начала развиваться в России в начале 90-х годов 20 века. Развитию волонтёрства способствовало появление некоммерческих организаций, работа которых была направлена на решение различных проблем в социальной сфере, образовании, здравоохранении, культуре, спорте и т.д. [1, с. 7]. Под волонтёрством, понимается, добровольная безвозмездная социально значимая деятельность добровольцев (волонтёров), реализуемая гражданами самостоятельно или по поручению негосударственных некоммерческих организаций [8, c. 102].

Волонтёрская (добровольческая) деятельность получила наибольшее распространение в молодёжной среде. Молодёжное добровольчество – это практическая добровольная деятельность молодёжи, по решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующие влияние на объект деятельности [3, c. 11]. Волонтёрство в молодёжной среде развивается достаточно быстро в силу своего неформального характера, основанного на желании молодых людей провести своё свободное время интересно, но в тоже время быть относительно свободными. Добровольческая работа является для молодых людей реальной возможностью сделать свою жизнь интересней, позволяет увидеть результат своего труда, потраченного личного времени [7, c. 256].

Многие молодёжные волонтёрские организации создаются на базе высших учебных заведений. К одной из студенческих волонтёрских организаций относится волонтёрский центр «Московского государственного гуманитарного университета имени И.А. Шолохова». Центром реализуются различные проекты, например проект «Преодоление», подразумевающий создание анимационной группы в детских онкологических центрах Москвы; «Дарим тепло» − суть которого заключается в изготовлении школьниками тёплых вещей и мягких игрушек, деньги от продажи которых, будут направлены в фонд помощи детям с тяжёлыми заболеваниями печени «Жизнь как чудо». С целью привлечения общественности к сдаче крови, волонтёры реализуют проект «Капля крови». Проект «Добрая Москва» направлен на системное вовлечение молодёжи города Москвы в социальные проекты, направленные на социализацию и адаптацию воспитанников московских детских домов, через создание механизма волонтерского патроната добровольческими организациями детей, оставшихся без попечения родителей [5].

Интересной является работа волонтёрского центра МГМУ им. И.М. Сеченова. Волонтёрами центра в 2009 году был организован социальный студенческий отряд «Маленький принц». «Маленький принц» − это добровольческое движение, созданное для студентов, желающих участвовать в творческой, социально-значимой, социально-полезной деятельности. Направления работы добровольческого движения разнообразны. Среди них можно выделить следующие: организация помощи детям в больницах и детских домах, подготовка детских вожатых и аниматоров, оказание помощи в социальной адаптации, а также развитие у детей личностных качеств, навыков общения, организация досуга для детей в больницах, детских домах, образовательных учреждениях, формирование гражданской и патриотической позиции у молодёжи.

Деятельность «Маленького принца» относится к медико-социальному направлению работы волонтёрского центра. Также волонтёры принимают участие в организации и проведении различных спортивных мероприятий. В рамках медицинского направления работы, волонтёры знакомят старшеклассников московских школ с работой различных отделений больниц, а сами старшеклассники могут в качестве волонтёров освоить работу младшего медицинского персонала в клиниках университета. Также волонтёрский центр ведёт просветительскую работу в области донорства [6].

Ещё одной студенческой волонтёрской организацией, является добровольческий центр «Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики». В студенческом добровольческом центре ведётся работа по следующим направлениям: профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения в молодёжной среде, пропаганда здорового образа жизни, социальная помощь и поддержка различных групп населения, сотрудничество с социальными центрами и службами по проведению социально-значимых мероприятий, пропаганда добровольчества в студенческой среде через средства массовой информации [4].

Заслуживает внимание и опыт работы волонтёрского движения «Единый мир». «Единый мир» – это студенческая организация, созданная на базе факультета «Клиническая и специальная психология» Московского городского психолого-педагогического университета в 2000 году. В круг задач волонтёрской организации входят: помощь в профессиональном и личностном самоопределении студентов-психологов; воспитание активной социальной позиции молодежи; создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Основные направления работы «Единого мира»: социальная и психологическая помощь детям и молодым людям с ограниченными возможностями, а также детям-сиротам; социальная реабилитация лиц, с синдромом Ушера; участие в проектах, направленных на социально-творческую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями [2].

Таким образом, волонтёрство получило широкое распространение студенческой среде. Волонтёры оказывают помощь разным категориям населения: детям-сиротам, детям-инвалидам, бездомным, мигрантам, малоимущим, многодетным, неполным семьям. К основным направлениям работы молодёжных волонтёрских организаций относятся: оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся гражданам, организация культурно-досуговых мероприятий, содействие в получении образовательных и медицинских услуг, профилактика социально опасных явлений, содействие в организации и проведении спортивных мероприятий, развитие добровольческой деятельности в молодёжной среде.

 

Список литературы:

1.  Акъюлова Л.Р. Добровольчество в молодёжной среде: исторический аспект / Л.Р. Акъюлова, Е.Н. Ращикулина // В сборинке: Молодёжь в современном обществе. – 2015. – С. 7.

2.  Волонтёрское движение «Единый мир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.psy-rehab.ru. – Режим доступа http://www.mma.ru. – (Дата обращения 02.12.15).

3.  Подхомутникова М.В. Развитие добровольчества в молодёжной среде / М.В. Подхомутникова // Общество: социология, психология, педагогика. –2012. – № 4. – С. 11.

4.  Сайт «Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ifmo.ru.– (Дата обращения 02.12.15).

5.  Сайт МГГУ им. Шолохова [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://mggu-sh.ru. – (Дата обращения 02.12.15).

6.  Сайт МГМУ им. Сеченова [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.mma.ru. – (Дата обращения 02.12.15).

7.  Сычёва А.В. Добровольческое движение в молодёжной среде: состояние и перспективы / А.В. Сычёва // Известие Тульского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 256.

8.  Широбоков В.Н. Развитие мотивации молодёжи как этап организации волонтёрской деятельности / В.Н. Широбоков // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1– С. 102.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.