+7 989 669 15 15



ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУР: РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ В КИТАЕ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА




Горбачева Светлана Андреевна

старший преподаватель кафедры Искусствоведения, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Россия, Санкт-Петербург

Процесс глобализации в Китае сопровождался тесным взаимодействием восточной и западной культур, что привело не только к появлению нового направления в искусстве, но и к изменению художественной традиции в целом, сложению новых институций. В данной статье рассматривается ход развития взаимодействия двух культур, а также положительные и отрицательные тенденции, возникшие в результате.

Ключевые слова: Ключевые слова: процесс глобализации,взаимопроникновение культур,интеграция,современное искусство,Китай,художник,арт-рынок.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В Китае процесс глобализации берет свое начало еще с первой половины 90-х годов XX века сначала в экономической области, а впоследствии проникает и во все остальные сферы, включая культуру и искусство.

Конец периода тотального контроля над художественным творчеством со стороны государства заканчивается со смертью Мао Цзэдуна в 1976 году. Уже через три года в сентябре 1979 году в Пекине состоится скандально известная несанкционированная выставка художественного объединения «Звезды», в его состав входили такие известные художники, как Ма Дэшэн, Ай Вэйвэй, Хуан Жуй и другие. Эта выставка ознаменует собой наступление нового периода в художественной жизни страны, появление направления Авангард в китайском искусстве, которое станет наглядным результатом взаимодействия западной и восточной изобразительной традиции. В начале последнего десятилетия XX века возникают такие новые течения, как политический поп-арт, художники: Ван Гуанъи, Гао Цзэнь и Гао Цянь и другие, и циничный реализм, художники: Фань Лицзюнь, Лю Сяодун, Юэ Миньцзюнь и другие, в основе этих течений лежит переосмысление западных направлений в искусстве, в частности поп-арта, через призму китайской художественной культуры[4, c.35]. В то же время все большее число китайских художников, среди них: Чжан Хуань, Хуан Янь и другие, обращается к концептуальному искусству, используя такие заимствованные из западного модернизма формы, как инсталляция и перформанс. Процесс активного проникновения западной культуры был связан, прежде всего, с тем, что в этот период китайские художники начинают все чаще и чаще принимать участие в международных выставках и биеннале в странах Европы, США, Австралии такие, как выставка Документа в Касселе, Германия, 1993 год; Венецианское биеннале, Италия тот же год, Биеннале в Сан-Пауло, Бразилия 1994 год и так далее [1,с.219], в свою очередь, в КНР открываются первые частные галереи, затем крупные центры и аукционы Поли Интернэшнл, Гардиан, пекинский Ханьхай Арт и другие. В организации галерей и художественных центров принимают участие не только китайские, но и иностранные компании и спонсоры галерея «Рэд Гэйт» была открыта австралийцем Брайаном Волосом в Пекине в 1991 году, галерею «ШанхАРТ» открыл Лоренц Хэлблинг в Шанхае в 1996 году, Центр современного искусства Улленсов в Пекине, был основан в 2007 году бельгийскими коллекционерами Ги и Мириам Улленс. В результате постепенно была сформирована платформа для интеграции китайского современного искусства в международное. Активное взаимопроникновение двух разных культур, западной и восточной, привело к тому, что уже в 2010 году Китай занял первое место в мире по аукционной выручке, его доля в художественном рынке составила 33% (американского — 30%, английского — 19% и французского — 5%)[2]. В этот период арт-рынок КНР стал крупнейшим в мире. Самые известные и влиятельные западные аукционные дома Christie's и Sotheby's сделали все возможное, чтобы создать свои платформы в Поднебесной. В сентябре 2013 года были проведены первые торги аукционного дома Christie's на территории материкового Китая, а именно в Шанхае, а аукционный дом Sotheby's заключил соглашение с пекинской компанией Гэхуа Арт, что дало им право проводить торги в континентальной части КНР[3], тем самым было обеспечено еще более тесное взаимодействие между Китаем и Западом в сфере искусства и культуры. Наравне с положительными тенденциями процесса глобализации на китайском искусстве сказались и неблагоприятные его последствия такие, как вестернизация и коммерциализация произведений искусства, ориентированность на спрос покупателей и требования инвесторов, а также следование строгой западной схеме: «художник – куратор – галерея – критик – СМИ - аукционный дом – коллекционер - музей», что ранее было невозможным для традиционного китайского искусства.

Процесс глобализации в Китае привел к тесному взаимодействию восточной и западной культур, способствуя дальнейшей интеграции китайского искусства в международное.

 

Список литературы:

1.         Духовная культура Китая. Том 6.Искусство. / М.А. Неглинская [и др.], под ред. М. Л. Титаренко. – М.: Изд-во Восточная литература РАН, 2010. – 1031 с.

2.         Онучина, М. Рынок современного искусства: факты и цифры. [Электронный ресурс]//Инвестиции в искусство, 27.10.2011.– Режим доступа: http://artinvestment.ru/invest/rating/20111027_artprice_annual_report.html, свободный. – Загл. с экрана.

3.         Онучина, М. Рынок современного искусства за год. Факты и цифры. [Электронный ресурс]//Инвестиции в искусство, 25.10.2013. .– Режим доступа: http://artinvestment.ru/invest/rating/20131025_artprice_contemporary_art_report.html, свободный. – Загл. с экрана.

4.         Смит, К. Девять жизней. Рождение искусства Авангарда в новом Китае /К.Смит. – Пекин: Изд-во Таймзон8, 2008. – 473 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.