Организационно-управленческий механизм урегулированию споров между участниками образовательных отношений в системе государственной молодежной политики




Чекменев Дмитрий Сергеевич

доцент
Пятигорского государственного лингвистического университета
Россия, г. Пятигорск


Аннотация: в статье автором конкретизируется содержание образовательных отношений и их участников; осуществляется выделение видов конфликтных ситуаций в системе высшего образования; проводится анализ организационно-правового механизма разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в системе государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежная политика, субъекты образовательных отношений, урегулирование споров, система высшего образования




Библиографическое описание: Чекменев Д.С. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УРЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ [Текст ] \\ Право и проблемы функционирования современного государства: сборник материалов 17-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15 ноября, 2015 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – С. 20-23


Во-первых, перейдем к конкретизации содержания образовательных отношений и их участников.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], отношениями в сфере образования выступает вся совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые, во-первых, связаны с образовательными отношениями и, во-вторых, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

При этом мы отмечаем, что указанная реализация подразумевает включение в процесс общественных субъектов, что сходно по своим сущностным характеристикам такому инструменту разрешения споров как медиация [2; 164].

Соответственно выделяются две категории субъектов образовательных отношений: участники образовательных отношений и участники отношений в сфере образования.

Действующее законодательство под участниками образовательных отношений в сфере высшего образования понимает следующих лиц:

- обучающихся,

- педагогических работников и их представителей,

- организации, которые осуществляют образовательную деятельность.

В свою очередь участниками отношений в сфере образования выступают, во-первых, участники образовательных отношений и, во-вторых, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в-третьих, работодатели и их объединения.

При этом мы предполагаем, что современные технические средства могут использоваться для организации процесса взаимодействия указанных акторов[3; 368]. Возможным представляется предположить проявление и негативных тенденций данного процесса [4,5,6], что представляет собой определенный вызов формирующейся системе.

Определив основные понятия, представляется целесообразным перейти к выделению видов конфликтных ситуаций, в основу которой нами положен нормативный признак, который в данном случае предполагает корреляцию конкретного вида конфликтной ситуации с правами и частично обязанностями студента как субъекта образовательных отношений. С точки зрения такого подхода мы можем выделить следующие виды конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между участниками образовательных отношений (см. Рис. 1).

 

 

Рис. 1. Виды конфликтных ситуаций в системе высшего образования.

 

Соответственно мы полагаем, что каждый из выделенных нами видов конфликтов имеет и подвиды, связанные с тем обстоятельством на каком уровне высшего образования он происходит.

Далее перейдем к рассмотрению механизма защиты прав обучающихся.

Ч. 1 ст. 45 закона Об образовании предусматривает, чтов целях защиты своих прав обучающиеся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

 

Рис. 2. Организационно-правовой механизм разрешения

конфликтных ситуаций между студентами и другими

участниками образовательных отношений.

 

Таким образом, организационно-правовой механизм разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в системе высшего образования состоит из элементов, представленных на рисунке 2. При этом мы отмечаем, что инициатором разрешения конфликтной ситуации выступает студент. Способы урегулирования этических аспектов подобной формы взаимодействия, на наш взгляд, представляется возможным перенести из других практик, например, медиации [7; 303-305].

Наибольший интерес представляют комиссии по урегулированию споров, институт которых является новеллой действующего закона Об образовании.

Основные цели создания и деятельности данной комиссии определяются ч. 2ст. 45, согласно которой комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Ч. 3 ст. 45 регулирует состав комиссии по урегулированию споров, согласно которой комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ч. 4, ст. 45) является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Согласно ч. 5. решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 

Статья подготовлена в рамках выполнения проекта №3327 по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации на выполнение научно-исследовательской работы «Анализ и оценка перспектив реализации основ государственной молодёжной политики в Российской Федерации с учетом региональных аспектов» 2015 года.

 

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис. – Послед. обновление 15.09.2015.

2. Чернышенко, А.Г. К вопросу о структуре дискурса медиации / А.Г. Чернышенко, И.Ф. Головченко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2014. - №2. - С. 163-167.

3. Кобышева Е.И., Головченко И.Ф. Интеграция on-line медиации в правовое пространство России // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2. - С. 367-372.

4. Соловьева Е.А. Информационное противоборство в сети интернет: политологический анализ. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. Пятигорск, 2011. - 198 с.

5. Соловьева Е.А. Информационное противоборство в сети интернет Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №8. - С. 263-268.

6. Соловьева В.А. Управление интернет-пространством в условиях информационного противоборства // Правовая политика и правовая жизнь. - 2010. - № 1. - С. 150-156.

7. Кобышева Е.И., Головченко И.Ф. Европейский кодекс поведения медиаторов: процессуальный статус, этические обязательства и модели оплаты услуг медиаторов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 3. - С. 303-305.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»