Организация досуга в учреждениях интернатного типа. Опыт работы моу «школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «семья» г. Магнитогорск




Сагайдак Лилия Айратовна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Институт гуманитарного образования, магистр, г. Магнитогорск

Аннотация: В статье рассматривается актуальность проблемы организации досуга для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; представлен опыт работы Магнитогорского детского дома.

Ключевые слова: Досуг, культурно-досуговая деятельность.




Библиографическое описание: Сагайдак Л.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА. ОПЫТ РАБОТЫ МОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЬЯ» Г. МАГНИТОГОРСК [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 56-58


Современная социально-экономическая ситуация определяет приоритеты модернизации системы образования, выделяет в качестве стратегическойцели национального развития заботу о детях. Особую социальную значимость приобретает не только решение вопросов образования молодого поколения, но и развитие сферы досуга с целью нивелирования негативных процессов, наметившихся в духовной и культурной жизни общества. Утратадуховно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, нарастание асоциальных явлений – все это заставляет обратиться к проблеме разумного использования потенциала свободного времени детей и подростков.

С. Н. Литвинова указывает, что содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическую деятельность, спорт, театр, музыку, туризм, коллекционирование и т. д.

По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп, связанных с: восстановлением различных сил ребенка, повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям, развитием духовных сил и способностей, активной творческой деятельностью, потребностью в общении, целенаправленной творческой учебой детей.

При всем многообразии форм любой досуг способен, по мнению Н. Ю. Куницыной, выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие, которые играют немаловажную роль в жизни ребенка сироты. Н. Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности»[2, с. 137].

Культурно-досуговая деятельность выступает дополнительным «жизненным пространством», условием индивидуального самоопределения и творческой самореализации личности, средой формирования нравственной культуры личности, развития его инициативы, независимости суждений, что в итоге способствует формированию базовой культуры личности.

Досуговая деятельность обладает рядом особенностей:

• ее мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;

• она может быть разнообразна по своему предмету;

• ее цель и содержание выбираются человеком в зависимости от его нравственного и культурного уровня;

• она может носить характер социально полезный, социально нейтральный, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный[1, с. ].

Рассмотрим опыт работы МОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Семья» города Магнитогорска.

Школа-интернат «Семья» - учреждение с круглосуточным пребыванием детей. Воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, проживают в трёх спальных корпусах по «семьям»[3, с. 203].На базе МОУ работают по графику кружки и секции дополнительного образования(16 кружков) – каждый воспитанник занимается своим любимым делом. Традиционно каждый месяц в учреждении проходят линейки, где ребятам вручаются именные стипендии за хорошую учебу. Каждая линейка проходит красочно и ярко и всегда имеет свою тематику. В декабре перед новогодними праздниками каждый год проходит конкурс на лучшее новогоднее украшение «семей» - все изделия воспитанники делают своими руками. Регулярно БОФ «Металлург» выделяет ребятам однодневные путёвки за город – а там и развлекательная программа, и прогулки на свежем воздухе, и горячее питание.Каждые каникулы организуется поход в кино, цирк и другие досуговые учреждения города.

Активно в учреждении развивается спортивная деятельность. Воспитанники занимают призовые места не только на региональном уровне, но и на областном – это и хоккей, и футбол, и волейбол, и баскетбол, и гандбол, а также спортивные танцы.

Нельзя обойти стороной и интеллектуальный досуг. Каждую неделю ребята с педагогом дополнительного образования посещают картинную галерею. Участвуют в городских конкурсах чтецов, поют, пишут исследовательские работы и занимают также призовые места.

Все виды досуговой деятельности не только занимают воспитанников в свободное время, но и помогают в решении некоторых проблем, с которыми сталкиваются воспитанники. К этим проблемам можно отнести: закрытость, коммуникативный барьер, девиантное поведение, одиночество и т.д. С помощью организованного досуга воспитанники раскрывают свои творческие, интеллектуальные способности. Также заводят новые знакомства и расширяют свой кругозор, а это способствует социализации детей-сирот в общество, их успешной адаптации и полноценной жизни в социуме.

Таким образом, в учреждении организован полноценный досуг, и каждый ребенок задействован в той или иной деятельности.

 

Список литературы:

  1.    Безенкова Т. А. «О необходимости подготовки будущего социального педагога к работе по организации досуга детей и подростков» //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2015. № 9. С. 2405.
  2.   Безенкова Т. А.Развитие информационной культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения//Перспективы науки - 2015 Сборник докладов II Международного конкурса научно-исследовательских работ. Научный ред. А.В. Гумеров. 2015. С. 6-9.
  3.   Давлетчин И. Л. Понятие «Культура досуга подростков» // Педагогическое образование в России. 2015. №3. С.137 - 141.
  4.    Каюмова Л.А. «Учреждения интернатного типа, как общественный институт. Опыт работы «Школа-интернат «Семья» город Магнитогорск» //X МНПК «Теоретические и практические проблемы развития современной науки». 2016. НИЦ. С. 203 – 205.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»