ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА




Лыкова Татьяна Рафкатовна,

старший преподаватель, Уральский государственный лесотехнический университет, Россия, г. Екатеринбург.

В статье рассматривается вопрос формирования патриотизма как одного из важнейших качеств личности в современном мире, а так же экскурсионная деятельность в качестве социокультурной практики передачи патриотических ценностей молодежи.

Ключевые слова: Ключевые слова: патриотизм,экскурсия,молодёжь,воспитание.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству.

Директор департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки Александр Страдзе, куратор Национальной стратегии развития и воспитания в Российской Федерации Российских отметил, что школьников будут воспитывать турпоездками по родной стране, краеведением и дополнительным образованием. Эту стратегию Минобрнауки должно разработать до конца 2014 года при участии Минкультуры, Минздрава, Минтруда, Минспорта, МВД, регионов и педагогического сообщества.

«— Я связываю будущую стратегию воспитания с дополнительным образованием. Сложно представить ребенка, который после учебы не хочет заняться чем-нибудь еще. Надо создать условия, чтобы он нашел любимое дело, — говорит Страдзе. — И я не верю в людей, для которых любимое дело — курить, пить или убивать. Это появляется из-за вакуума, когда человеку нечем заняться.

Куратор будущей стратегии напомнил, что в Советском Союзе была мощная идеологическая машина. По его мнению, убрав идеологические штампы, «с грязной водой выплеснули ребенка» [2, с.10.].

Предполагается широко использовать для воспитания школьников экскурсионные поездки по России.

— В Советском Союзе существовали экскурсионные программы, которые были интересны и востребованы. Сейчас мы не можем показать школьникам Камчатку или Балтику. Как объяснить детям, какая у нас красивая и большая страна, совсем ее не показывая? — задается вопросом Страдзе.

Социально-экономические перемены, происходящие в стране, стимулируют повышение интереса к краеведческим знаниям. Наблюдается подъем национального самосознания. Молодежь все больше интересуется своим историческим прошлым, народными обычаями и проблемами регионального развития. Образовательная политика государства в создавшихся условиях ориентируется на обращение к национальным и культурно-историческим традициям. Подготовка специалистов к управлению изменениями, происходящими в современном мире или изменениями в будущем, становится основной задачей сегодняшнего профессионального образования.

Именно в ходе экскурсий, посещений музеев происходит знакомство с историей Родины, с искусством и тем самым зарождается гордость за своё Отечество, любовь к нему и, следовательно, патриотизм. Роль культурно-познавательного туризма в современном мире огромна, он затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться не только, и не столько через усиление военной мощи, роста национальной территории и численности населения, а, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми. В связи с этим, для признания значимости страны как великой державы, роль наследия, культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей.

Экскурсии помогают сформировать такие качества и навыки личности, как:

- формирование мотивации для дальнейшего образования и самообразовании, выбор исторической личности — поведенческого эталона

- умение устанавливать контакты с окружающими, уважать иные мнения, обычаи, привычки и культурные традиции;

- развитие инкультурации личности;

- осознание гражданской позиции и идентификацию с определенным гражданским обществом;

- толерантное отношение к представителям других национальных культур;

- осознание важности изучения и сохранения культурных ценностей.

«Экскурсия способствует духовно-нравственному воспитанию, формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (готовности к преодолению испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности); играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширении знаний, оздоровлении и физическом развитии молодежи, способствуют осознанию героического прошлого нашей Родины. Именно на экскурсиях у студентов воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства»[1, с.25]. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в память. Помимо вышесказанного, экскурсии способствуют формированию экологического сознания. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков. Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и студентов. Для успешного проведения экскурсии необходимо предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение.

Однако следует учитывать и тот факт, что результаты и итоги данных экскурсий не должны оставаться не замеченными. После завершения экскурсии в учебном заведении обязательно должны проводиться семинары, классные часы и открытые мероприятия, которые являются своего рода творческим отчётом о проведённом путешествии. Подготовка к этим мероприятиям должна носить исследовательский характер. Основываясь на итогах можно будет понять, какие чувства и качества выработались у студента после экскурсии – что изменилось.

Критериями успешной экскурсии является ее познавательная ценность и направленность на формирование историко-краеведческих компетенций:

Содержание отвечает следующим требованиям к учебной экскурсии;

Раскрывается основная тема и подтемы.

Любая экскурсия имеет воспитательную цель – формирование патриотизма, любви к «малой Родине», толерантности.

В ходе подготовки и непосредственного проведения экскурсий применяются особые приемы – предварительных заданий, исследования, ритуала.

При изучении соответствующей темы в процессе аудиторных занятий студенты УГЛТУ получают предварительное задание: собрать теоретический материал по тому или иному экскурсионному объекту. Выполняя предварительное задание, студенты привлекают различные источники информации – научные публикации, архивные материалы, свидетельства очевидцев, публикации в СМИ, Интернет-ресурсы. Применяется прием сопоставительного анализа материалов, полученного их различных источников.

Непосредственно перед началом экскурсии перед студентами ставятся задания исследовательского характера: произвести замеры; определить ориентацию объекта (либо его фрагментов) по сторонам света, выполнить фотосъемку.

К числу ритуальных приемов относится минута молчания на месте захоронения; возложение цветов к памятникам. Использование данного приема имеет непосредственное воспитательное значение.

Завершающая часть любой экскурсии включает обработку собранного материала, подготовку отчета в той или иной форме, проведение итогового занятия или конференции, на которой будут заслушаны результаты.

По каждой из экскурсий подготовлены электронные презентации. На их основе в случае невозможности по тем или иным причинам организовать реальную экскурсию проводится заочная экскурсия. Презентации используются как преподавателем, так и самими студентами в ходе занятий.

Практикой работы стало не только создание студентами электронных презентаций на основе собранных во время экскурсий фотоматериалов, но и их обязательная защита на студенческих конференциях. Применение таких форм работы позволяет познакомить с историко-краеведческим материалом широкую аудиторию - учащихся школ и студентов всех специальностей , повышает их мотивацию на изучение региональной истории.

Помимо участия в экскурсиях в качестве экскурсантов, студентам даётся задание разработать и провести для одногруппников культурно-познавательную экскурсию по Уралу (объект на выбор).

Разработанная экскурсия оценивается по следующим критериям:

- использование исторических объектов

- Использование природных объектов

- использование наглядного материала

- актуальность экскурсии

- социальная направленность экскурсии

- педагогическая направленность

- увлекательность

- обращение в тексте к историческим источникам

- обращение в тексте к литературным источникам

- наличие собственной позиции по излагаемым историческим фактам.

В ходе подготовки и проведения экскурсий создаются условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, исторических, нравственно-правовых и иных проблем, составляющих содержание образования.

Применение экскурсии как формы обучения позволяет формировать не только историко-краеведческие, но и более широкие информационные компетенции:

Запрашивать различные базы данных.

Опрашивать окружение.

Консультироваться у экспертов.

Работать с документами, классифицировать их.

Критически осмысливать полученную информацию.

Таким образом, экскурсия является средствам формирования историко-краеведческих компетенций, вносит существенный вклад в формирование личностных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

По нашему мнению, в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, студенты ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. Экскурсии способствует формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций. Повышается уровень общей и профессиональной культуры, поскольку изучение края способствует развитию культурной идентификации, вырабатывается индивидуальный стиль профессиональной деятельности

 

Список литературы:

1. Князев, A.M. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования Текст.: Автореф. дис. . д-ра пед. наук, М., 2008. 70 с.

2. Патриотизм в российских детях будут пробуждать туризмом//Известия от 25.10.2013 г.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»