+7 989 669 15 15



Организация краеведческой деятельности в доу




Копнина Елена Ивановна и др.

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 173 «Василек» г. Тольятти



Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Копнина Е.И., Гребнева Е.Н., Солдаева Н.С. ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.40-41


В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную работу по теме краеведения, которая направлена на достижение цели по формированию целостных представлений о своей малой Родине, а именно городе Тольятти.

В работе по краеведению мы поставили перед собой следующие цели:

- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу.

- Расширять представление детей о том, что родной город славен

историей, традициями, достопримечательностями.

- В соответствии с целями сформулировали задачи:

- Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему города Тольятти.

- Формировать у детей представления о достопримечательностях г. Тольятти.

- Познакомить детей со знаменитыми земляками и людьми прославившими Тольятти.

- Формировать у детей представления о символах (флаг, герб) города Тольятти.

- Познакомить детей с картой Тольятти.

- Воспитывать у детей любовь к родному городу, дому, улице, семье, уважение к родителям и их труду.

Положительного результата в развитии целостного отношения к родному городу и краю можно достичь только систематической работой.

В нашем дошкольном учреждении была создана специальная предметно-развивающая среда, учитывающая интересы и потребности детей по данной теме. Материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Для каждого возраста отобран наиболее актуальный материал: в младшей и средней группе представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Мой детский сад»), в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности города», «Мой край», и др.), куклы в национальных костюмах, предметы обихода, карты.

В качестве основного источника информации по освещению данной тематики является методическое пособие по краеведению для дошкольников с 4 - 7 лет автора Загайловой О.Ю. и др. «Волжская Земля - Родина моя». Работа с детьми строится как этнокультурно детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Организация совместных творческих домашних заданий: родители совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном городе, придумывали изображение семейного герба, создавали альбом «Мой родной город», «Моя семья», «Родословная моей семьи». Родители вместе с детьми оформляли альбомы: «Как я помогаю дома», «Пословицы и поговорки». Привлечение родителей даёт возможность не только добиться единства воспитательных действий, но и существенно обогащает содержание работы. Наши родители являются активными участниками пополнения развивающей среды детского сада. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.

Только познакомив детей с особенностями родного края, можно пробудить в сердце ребенка интерес к нему, можно показать емужизнь всей страны, воспитать любовь к Родине.

 

Список литературы:

1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России». М.: «Издательство Скрипторий 2003.

2. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ . - ТЦ Сфера, 2007. - 76 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»