Содержательной целью курса «Окружающий мир» является формирование у учащихся широкой целостной научной картины мира, которая постепенно обогащается за счет познания новых фактов, явлений и углубления имеющихся знаний об окружающем мире. Особенностью курса «Окружающий мир» является реализация интегрированного подхода в ознакомлении с окружающим миром. Познание природы осуществляется во взаимосвязи с обогащением представлений о социальном окружении ребенка.
Использование проектной деятельности как организованного способа познания, позволяет активно включать всех учащихся в обсуждение программных тем. Исследователи отмечают, что обучение проектированию есть способ формирования проектного взаимодействия с миром [1; 3].
У младших школьников появляется возможность высказать свою точку зрения, рассказать о собственных наблюдениях, впечатлениях взаимодействия с окружающим миром. Проектная деятельность позволяет наиболее целостно и системно учесть различные аспекты развития учебной деятельности учащихся как на уровне организационных условий, так и на уровне осуществления учебной деятельности [2; 4].
Организация проектной деятельности учащихся включает несколько этапов, в процессе которых реализуются различные виды педагогической деятельности учителя.
На первом этапе одной из главных задач педагога является формулирование целей обучения и отбор содержания учебного материала, осуществляется выбор проблемной области. Основным ориентиром педагога является ФГОС и особенности учебной программы. К началу учебного года педагогу необходимо составить тематическое планирование с описанием содержания каждой темы и количеством выделяемых на нее часов, сформулировать список примерных тем для выполнения учащимися проектной деятельности.
Следующие этапы организации проектной деятельности младших школьников, направлены на развитие познавательного интереса в рамках курса «Окружающий мир». Организация этих этапов происходит уже при непосредственном взаимодействии педагога и учащихся. В результате расширения объектов взаимодействия структура данных этапов усложняется. В проектной деятельности на данных этапах выделяется 3 компонента: мотивационный, обучающий, деятельностно-реализующий. Эти компоненты находятся в определенных иерархичных отношениях относительно друг друга, выделены с учетом изменения роли взрослого и обусловлены психологическими особенностями развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Каждый компонент предполагает решение определенных задач, реализацию приоритетных педагогических условий, деятельность взрослого и детей, специфика и содержание которой определялись последовательностью работы над проектом.
По своей сути структурное содержание действий взрослого (чаще педагога) на каждом из этапов одинаковое: создать мотивацию (заинтересовать), показать возможности (дать информацию, научить), подвести ребенка и помочь ему принять решение. Компоненты отражают комплексы воздействий взрослого на ребенка отличные по своей целевой направленности, но приводящие к определенному ожидаемому действию ребенка на каждом из этапов.
Компоненты проектной деятельности обеспечивают целостность и упорядоченность не только каждого этапа в отдельности, но и всего процесса организации проектной деятельности младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Модель организации проектной деятельности младших школьников содержит концептуальный, содержательный, технологический и диагностический компоненты и основывается на идее о том, что курс «Окружающий мир» в начальной школе изначально не только углубляет у учащихся знания об окружающем мире, но и стимулирует познавательный интерес и познавательную активность младших школьников, закладывает основу, являясь основой формирования у ребенка широкой целостной научной картины мира, для дальнейшего освоения таких курсов как физика, биология, география, химия и т.д.
Список литературы:
1. Бехтенова Е.Ф. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории: метод. Пособие. - Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2004. – 50с.
2. Бреднева Н.А. Дидактические возможности метода учебного проекта // Педагогические науки. – М.: Спутник, 2008. - № 4 (32). – С.109-112.
3. Гордеева Н.А. Формирование компетентности учащегося в проектной деятельности: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2005. - 23с.
4. Забелина Н.А. Метод проектов в системе высшего профессионального образования: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2009. – 28с.