Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является человек.
Исследование проводилось общеобразовательных школах Оренбургской области. Огромное влияние на психологическое самочувствие подростков оказывает отношение учителей к ним и отношение к поведению учителей самих подростков. На развитие позитивного «образа Я» влияет и сам характер общения, именно общение играет значимую роль при решении дидактических задач педагогической деятельности. Приведем высказывания учителей: «Начиная урок, я произношу слова: «Добрый день дорогие ребята, я очень рада вас видеть». Учитель математики первой категории из г. Орска отметила, что если «ученик не работает на уроке, я ему говорю: «Кто-то у нас сегодня не готов. Значит, он просто не хочет, чтобы его класс был самым лучшим!» Одним из заданий нашей программы было написание 20-25 возможных вариантов, как сказать ученику, что он справился с работой. Результаты были следующими: 56% учителей дали следующие ответы: «Ты молодец!», «Ты умница!», «Я ценю то, что ты сделал», 34% учителей предложили амбивалентные высказывания: «Ты хорошо справился. Но мог бы лучше». Третью группу, численностью 10%, составили учителя, которые не знали, как выполнить данное задание, либо их ответы были негативного характера: «Я не верю, что ты смог сам сделать контрольную работу».
Проведение тренингового упражнения, относительно предположений педагогов самовосприятия себя подростками в учебной деятельности. Так, 48 % предположили следующие варианты высказывания подростков: Если я получаю хорошую оценку - это значит, что «что я способный и талантливый». Если я получаю плохую отметку - это значит, что «я невнимательно слушал учителя на уроке». После упражнения, 76% учителей отметили, что у них произошло обогащение представлений о современных подростках, их переживаниях, чувствах, они более ярко увидели свою роль в развитии позитивного отношения подростков к самому себе, в ориентации подростков на успех. Таким образом была зафиксирована динамика представления учителей о современных подростках, увеличилась частота их позитивных высказываний по поводу успехов своих учеников.
1. Мантрова, М.С. Развитие «образа Я» современных подростков: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мария Сергеевна Мантрова; Оренбург, ОГУ. − Оренбург, 2013. − 261