ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО АДЫГОВ




Унежева Залина Сафаровна

старший преподаватель, кафедра «Декоративно-прикладного искусства» факультет искусств и СМИ, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государ-ственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик

: Данная статья посвящена особенностям зарождения и развития орнаментального декора в декоративно-прикладном искусстве у адыгов. Рассматриваются семантика орнамента, исторические аспекты формирования и развития, классификация по видам, функциям, форме и объектам декора.

Ключевые слова: Ключевые слова: орнамент,адыги,искусство,декоративно-прикладное искусство,стилизация,символы,знаки.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


У адыгов издавна большое развитие получило декоративное изобразительное искусство. Археологические материалы свидетельствуют, что на протяжении своего многовековой истории адыгейский народ творчески развивал свой орнамент, воплощая в нем окружающую природу, свои идеи, связанные в свою очередь с развитием условий материальной жизни, с социально- экономическим строем, мировоззрением, религией и т.д. .[2, с. 1-7].

Орнаментальная культура, отображающая в своеобразных формах, окружающую действительность является одним из замечательных видов народного декоративно-прикладного искусства.

В литературе, посвященной истории и культуре адыгов, часто встречаются понятия «орнамент» и «декор»: кабардинский, адыгейский, черкесский орнамент (декор). Они классифицируются как фитоморфный, зооморфный либо геометрический. Так, Э. Г. Аствацатурян приводит следующее мнение Шиллинга: «Стиль орнаментации черкесского серебра - анималистический и растительный с применением геометрических форм» [1, с. 27].

Говоря о происхождении орнамента, Е.В. Антонова пишет: «Создавая орнамент, человек руководствуется чувством меры, порядка, расчета. Последнее обстоятельство существенно: этот вид искусства мог появиться только тогда, когда человечеством был открыт порядок в мире» [3, с. 111-114].

Главным ремеслом адыгов являлась обработка продуктов животноводства – изготовление одежды и обуви, преимущественно для собственных нужд (рис. 1). В изготовлении изделий из меди, серебра и других материалов адыги достигли больших успехов, судя по форме и прочности домашней утвари и совершенству серебряных и золотых изделий и украшений с красивой орнаментацией.[2, с 1-7].

К основным элементам, составляющим адыгский орнамент, следует отнести различные солярные знаки, орнаментальные розетка, знаки, кресты, свастики, спирали, символы плода, роговидные изображения, треугольники, ромбы, а также растительные мотивы, в частности, мотив «дерева жизни» в различных модификациях.

Рис. 1.

 

Эти символы встречаются, начиная с эпохи неолита и по средневековье. Ранние этапы развития орнамента у адыгов, во многом определялись географическим положением; особенностями религиозного мировоззрения, прошедшего в процессе своей эволюции этапы язычества, христианства, мусульманства, каждый из которых привносил в орнаментальную культуру какие-то новые элементы и знаки символических, растительных, зооморфных и геометрических орнаментов.

Когда же заходит речь об элементах черкесской орнаментики, возникает изображение бараньего рога и трилистника: «...Одним из наиболее древних элементов черкесской орнаментики являются стилизованные изображения бараньего рога... Весьма распространен в адыгейской орнаментике мотив – трехлепестник»; «...Таким образом, в узорах всех племен адыгов повсеместно появляются мотивы, взятые из животного мира, главным образом, крупного и мелкого скота... Со временем, при сочетании разнообразных завитков с растительными элементами, у адыгов сложился довольно сложный и своеобразный орнамент» [4, с. 53].

Орнаменты адыгов подразделяются на следующие виды: растительный (лепесток, дерево жизни), геометрический (ромб, треугольник), животный или зооморфный (бараний и олений рога) и космологический (солярные знаки).

Растительный орнаментдовольно почитаем в народе, особенно в тех формах, в которых выступает в золотом шитье и ювелирном деле адыгов, можно отнести к числу наиболее поздних элементов орнаментальной культуры. Этот вид орнамента довольно сложный и своеобразный (рис. 2).

В узорах и, особенно, в золотом шитье адыгов часто встречаются мотивы симметрично построенной по отношению к центральному стержню ветки дерева, в разветвление которой красиво появляются изображения цветов, птиц, животных [2, с. 1-7].

У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный узор, основу которого составляют растительные элементы – трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники

и рогатые мотивы. На изделия из кости наносился геометрический узор, изображались лучи восходящего солнца, звезды [интернет ресурс, 2].Трилистник представляет собой прообраз реальной растительной формы (напр., лист клевера) изображается строго статично.

Рис.2.

 

А также, мастера ювелиры украшали рукоять и ножны кинжала черкесским орнаментом, состоящих из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру, стебли заканчиваются двух или трехлепестниками. Трилистник встречается, как и самостоятельный элемент, так и с другими с другими орнаментальными мотивами (рис. 3).

Рис. 3.

 

Геометрический орнамент наиболее древний по происхождению. Орнамент складывался в течение длительного времени, сохраняя многие древнейшие черты и обновляясь в процессе развития национальной культуры и расширения связей с другими народами (рис. 4).

 

 

 

Рис. 4.

 

Древнейший геометрический прямоугольный орнамент использовался во внутреннем узоре золотого шитья. Значительная часть существовавших мотивов встречается в орнаменте сосудов и костяных изделий. Одним из орнаментальных мотивов является изображение родовых знаков (тамгъэ), особенно развитое в золотом шитье [интернет ресурс, 2]. Музыкальные инструменты и деревянная посуда украшались несложной резьбой, носивший геометрический характер (прямые и косые линии, зигзаги, изредка мотивы спирали). На дверях кунацких (хьакIэщ), на некотрых вещах и даже на каменных скалах вырезались родовые знаки (тамыгъэ), являвшиеся не только знаком, но и украшением.

Зооморфные орнаменты в адыгском орнаменте разработаны на основе реалистических изображений тотемных животных и птиц (барана, лошади, оленя, быка и т.д.). Излюбленным приемом украшений была резьба по дереву нескольких приемов – от более простой контурной до грана- выемчатой, плоско- рельефной и сквозной (ажурной)с использованием традиционного орнамента- солярного, растительного и зооморфного (рис. 5).

В I веке н. э. широко распространяется обычай украшать сосуды зооморфными ручками с изображением барана и кабана, и несколько реже, лошади, хищников, птиц и других животных. [2, с. 1-7].

Древний орнаментальный элемент – бараньи рога, видимо, является производным от натурального изображения барана, превратившись в символ этого животного. Существовал культ барана, его проносили в жертву, на очаге клали бараньи рога, т.к. они считались символом оберега и изобилия. В орнаменте, украшавшем женскую шапочку и платье, бараньи рога часто являются основой композиции, где бараньи рога прорастают растительными элементами [3. с. 114]. Изображения бараньего рога являлось основным мотивом украшения жилетки женского национального костюма, одеваемой под сай, и серебряных застежек, где оно служило символом счастья и безропотности девушки, женщины.

Мотив «бараний рог» с ромбом рассматривается как единое целое, предс-

 

 

Рис. 5.

 

тавляет собой стилизацию бараньей головы. Этот мотив в прикладном искусстве широко используется в золотом шитье, ювелирном деле, резьбе по дереву и камню, изделий из войлока и кожи и т.д. используется как отдельный элемент, так и в сочетании с другими мотивами орнамента.

Мотив «олени рога» представляют собой обилие длинных изогнутых отростков, напоминающих рог оленя. Используется в основном в композициях с другими мотивами орнамента.

К самым древним орнаментам относятся и космогонические узоры (небесные светила, природные явления, божества и их знаки) самым популярным является круг, являющиеся символом солнца. Об этом свидетельствует бог Тейри, который являлся главным божеством адыгов до принятия ими ислама [4, с. 246-257].

Веками мастера пользовались условным знаком орнамента, сложенного из символов и знаков. Изображая немногое, человек повествовал о многом этим своеобразным языком символического орнаментального декора. Возникнув на заре тысячелетий, адыгский орнамент прошел долгий путь исторического развития, оставаясь традиционным, символичным, но при этом поражая красотой и изяществом.

 

Список литературы:

  1. 1.   Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб: Атлант, 2004.
  2. 2.   Азаматова М.З. Адыгейский народный орнамент. – Майкоп, 1960.
  3. 3.   Асланова Л.А. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. – Черкесск, 14-19 октября 1991.
  4. 4.   Гарданов В.К. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов 13-19 в.в. – Нальчик, 1974.

Источник из интернета:

  1. 1.   http://www.адыги.ru
  2. 2.   http://www.turmbopro.ru


 

 

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»