+7 989 669 15 15



Основные факторы, влияющие на положительное отношение студентов к занятиям физической культурой




Бочкарева Светлана Игоревна *
Высоцкая Татьяна Петровна **

старший преподаватель *
старший преподаватель **
РЭУ им. Г.В. Плеханова , г. Москва


Аннотация: в статье рассказывается о необходимости выявления факторов, способствующих повышению заинтересованности студенческой молодежи к физической культуре, с целью обновления содержания учебных занятий и повышения мотивации учащихся к активному образу жизни.

Ключевые слова: физическая культура, культура личности, мотивация, психофизические качества, двигательная активность.




Библиографическое описание: Бочкарева С.И., Высоцкая Т.П. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 55-58


 «Спорт становится средством воспитания тогда,

когда он – любимое занятие каждого».

В. Сухомлинский

 

Проблема поддержания здоровья лиц молодого возраста в условиях современного мира становится приоритетной задачей в образовании, от успешного решения которой зависит здоровье как одного человека, так и населения всего государства в будущем. Необходимость выявления факторов, способствующих повышению заинтересованности учащихся к физической культуре обусловлена ее возрастающей ролью в условиях современной цивилизации. Нынешняя общественная ситуация характеризуется низким качеством жизни людей, увеличением стрессов, отсутствием двигательной активности в процессе обучения, малоподвижным образом жизни, наличием губительных для организма привычек (курение, алкоголизм) и пр. В приоритете становится формирование социально адаптированной личности выпускника с гармоничным физическим развитием для поддержания его дальнейшей успешной деятельности в процессе работы.

Физическая культура трактуется и понимается рядом авторов «как часть общечеловеческой культуры, которая направлена на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека посредством применения широкого круга средств» [1, с. 16]. Это позволяет говорить о том, что, являясь социальной деятельностью, общество признает её необходимость в условиях развития государства. Занятия физической культурой должны вносить вклад в обеспечение здорового населения страны, становиться естественными составляющими в формировании личности человека и способствовать его всестороннему развитию. В основе духовного воспитания личности при помощи физической культуры лежат нижеперечисленные компоненты:

1. нравственное воспитание, при котором развиваются такие качества личности, как уважение и ответственность к своей команде, тренеру, соперникам, а так же дисциплинированность, уверенность в себе и пр.;

2. умственное воспитание, происходящее в процессе рационального выполнения физических упражнений, при правильной организации которых происходит развитие основных психических качеств человека;

3. эстетическое воспитание, в основе которого лежит формирование идеалов, стремлений, целей и пр.

Одним из факторов формирования положительного отношения студентов к занятиям физической культуры должна стать реализация личностно-ориентированного подхода, построенного на понимании и осознании студентами факта о том, что физическое воспитание в вузе способствует всестороннему развитию личности человека. Ряд исследований показал, что большинство молодых людей убеждены в том, что занятия физической культурой положительно влияют лишь на физические показатели человека. Хотя научно доказано, что при методичном подходе к занятиям физической культурой и спортом заметно повышаются умственные способности, формируются энергетические резервы здоровья, гармонизируются психофизические силы организма, создаются условия для самовыражения и творчества, появляется уверенность в собственных силах,что высоко ценится работодателями и позволяет успешней выходить из нервно-психического напряжения, связанного с современным ритмом жизни мегаполиса и кризисных явлений в обществе.

Значительным препятствием к возникновению положительной оценки студентов к занятиям физической культурой остается унифицированная база физических нормативов, что подтверждают опросы среди учащихся. На практике унификация показывает свою недостаточность для формирования ценностей физического воспитания. Зачастую контроль качества образовательной деятельности ориентирован на фиксирование внешних показателей (происходит контроль нормативов установленных учебной программой), таким образом теряются индивидуальные качества самого студента в данном процессе. Стандартизация и усреднение показателей противоречат личностному росту и приобщению учащихся к физической культуре как виду культурной деятельности, ориентированному на усовершенствование своих физических и духовных качеств. При этом у многих студентов возникают ощущения замкнутости обучения, основанного на формирование сугубо двигательных навыков и развитии отдельных физических качеств человека, не учитывая индивидуальных потребностей и мотиваций. Замещение строгой стандартизации и усреднением показателей, конструирование ветвей альтернативных программ, учитывающих разнообразие видов физических упражнений, социальных, физических различий учащихся, состояния их здоровья при поддержке материального и технического оборудования будут факторами, повышающими мотивацию молодых людей к занятиям физической культурой.

Крайне важно учитывать различные интересы учащихся и реализовывать различные виды физических упражнений в стенах университета, поскольку любая личность нуждается в свободе собственного выбора, которую необходимо создавать. Занятия с различной спортивной направленностью позволят студенту выбрать из многочисленных вариантов наиболее подходящую, по его собственным ощущениям, двигательную деятельность. Такой выбор будет подкрепляться интересом и положительной оценкой со стороны учащегося, поскольку студент будет реализовывать свой потенциал и пытаться достигнуть максимальных результатов, самосовершенствоваться в наиболее заинтересованной области.Предоставление наиболее разнообразной вариативности физкультурно-спортивной деятельности, учитывая личностные интересы учащихся, позволяет увеличивать творческий потенциал преподавателей, привлекая их к постоянному совершенствованию, поиску новых методических приемов и технологий обучения и оздоровления по дисциплине.

Показателем благополучного состояния физической культуры в государстве служит приобретение учащимися духовных ценностей физического воспитания и наличие материальной базы для обеспечения развития этих ценностей. К материальным факторам, влияющих на положительное восприятие студентами дисциплины «физическая культура» в университетах, относят следующие: качественный медицинский осмотр и оказание своевременной врачебной помощи; современные площадки, спортивные комплексы, инвентарь, тренажеры на территориях образовательного учреждения. Уверенность в качестве технического оснащения зала, её новизна, подкрепляет положительную мотивацию молодого поколения к занятиям по физической культуре и обучению в целом.

Проведение спортивных соревнований и различных спортивных мероприятий вызывают повышенный интерес к физической культуре. Они позволяют учащимся формировать собственное мнение и оценку относительно происходящих спортивных событий, в дальнейшем делиться своими впечатлениями, достижениями с сокурсниками, родителями и преподавателями. Мероприятия способствуют социализации учащегося, зачастую, именно посредством участия в спортивных мероприятиях осуществляется главная потребность индивида – общение. Спорт как социальное явление по-своему привлекателен для молодых людей, поскольку особый «язык» телодвижений доступен и ясен каждому.

При формировании спортивного интереса студентов необходимо учитывать, что оно должно происходить не в принудительном порядке. При этом есть необходимость построения занятий таким образом, чтобы у учащихся возникал познавательный интерес к физической культуре, присутствовала обоснованная убежденность о необходимости физического развития, опираясь при этом на полученные теоретические знания по дисциплине.

Во многом положительное отношение студентов к занятиям физической культурой зависит от положительной оценки и подкреплении спортивных достижений со стороны преподавателя, наградами за успехи от учебного заведения, общественным признанием, поддержки со стороны семьи.

В результате опроса студентов, которые не занимаются физической культурой, были найдены основания, относящиеся к различным факторам, ограничивающие формирование ценностных ориентаций учащихся в области физической культуры и спорта:

- Отсутствие внимания преподавателя;

- Однообразность деятельности в физическом воспитании;

- Заниженная социальная активность;

- Неадекватная оценка собственного физического состояния.

Для повышения заинтересованности молодого поколения в физической культуре образовательный процесс должен быть направлен на устранение негативных факторов, выделяемых учащимися. Отрицательные тенденций могут быть выявлены путем проведение социальных опросов, бесед, тематических встреч. Необходимо знать отрицательные факторы, анализировать причины возникновения и искать пути их разрешения. Например, при низкой социальной активности и неадекватной самооценке, которая отражается на негативной оценке собственного физического состояния возможна организация внутривузовых тренингов по коррекции самооценки, следует помогать учащимся чувствовать себя уверенней во время образовательного процесса.

 Курс физической культуры в рамках программы вуза является предпосылкой для формирования потребности в оптимальной двигательной активности, позволяющий студенту в последствии выработать и перейти к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности при условии сохранения положительного отношения к ней.

 

Список литературы:

1. Бочкарева, С.И. Физическая культура: учебное пособие/С.И. Бочкарева [и др.] – М.: ЕОИ, 2011. - 344 с.

2. Бочкарева, С.И. Физическая культура в формировании мировоззрения современной молодежи/С.И. Бочкарева, Т.В. Буянова, Т.П. Высоцкая//Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сб. тр. науч-практич. конф. - Чебоксары: ООО «ЦНС «Интерактив Плюс», 2016. - С.176-178.

3. Голубничий, С.П. Влияние физической культуры на мировоззрение студентов/С.П. Голубничий, С.М. Носов//Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сб. тр. науч-практич. конф. - Махачкала: ООО «Апробация», 2016. - С.83-87.

4. Копылова, Н.Е. Влияние занятий физической культурой в вузе на образ жизни студента/Н.Е. Копылова, А.Г. Ростеванов, Ю.В. Круглова//Проблемы теории и практики современной науки: сб. тр. науч-практич. Конф. - Таганрог: Издательство «Перо», 2016. - С.58-61.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»