Основные функции и педагогические условия формирования правовой культуры школьников в процессе обучения




Каюмова Кадрия Галимовна

кандидат педагогических наук, доцент
Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РТ, Набережные Челны




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Каюмова К.Г. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.145-146


Правовая культура школьников является компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее развития.

Сущность правовой культуры и ее место в системе других явлений наиболее полно раскрывается через ее функции:

– познавательная функция реализуется через правовые взгляды и представления, направленные на углубление правовых взглядов и развитие правосознания и правового мышления;

– адаптивная функция выражается в социально-правовой активности личности и приспособлении ее к условиям среды (правовая социализация личности);

– регулятивная функция правовой культуры позволяет соотносить общественные и личные интересы, реализуя их в рамках законности;

– коммуникативная функция обеспечивает общение школьников в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

Анализ педагогической литературы и опыт специалистов, показывает, что условиями, обеспечивающими формирование правовой культуры на высоком уровне, являются:

– создание воспитывающей среды на основе проблемного обучения правового характера;

– формирование ценностно-правовых ориентаций школьников путем введения факультатива;

– целенаправленное включение школьников в учебную деятельность с применением активных методов обучения, направленных на актуализацию правовых функций.

Первое педагогическое условие направлено на формирование когнитивного (интеллектуального) компонента правовой культуры. Поэтому, это возможно на основе проблемного обучения. Уникальность проблемного обучения состоит в его многофункциональности, эффективном решении определенных правовых задач.

При организации проблемного обучения, необходимо определить целесообразность изменения конкретного учебного материала в рамках данной технологии. Проблемное обучение обеспечивает школьников правовыми знаниями, способствующими успешной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях, создает основу для формирования современного правового мышления.

При выделении второго условия – формирование ценностно-правовых ориентаций школьников путем введения факультатива, необходимо учесть то, что воспитывающая среда, на основе проблемного обучения дает возможность получения не только правовых знаний, но и понимание сущности требований закона, способность видеть связь требований между процессами и явлениями, происходящими в государстве; осознание места права в иерархии ценностей общества.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Введение факультатива необходимый элемент дополнительного образования, направленный на формирование ценностно-правовых ориентаций, которые не удается реализовать в процессе обучения. Факультатив является социально значимым механизмом, позволяющим не только повышать знания о правовых и моральных ценностях, но и превращать их в личные убеждения.

Данное педагогическое условие направлено на формирование мотивационно-ценностного компонента, который находит отражение при изучении предмета «Основы государства и права».

Предложенное педагогическое условие направлено, прежде всего, на формирование регулятивного (поведенческого) компонента правовой культуры.

В отношении третьего педагогического условия важно иметь в виду следующее. По мере реформирования системы образования расширяется поиск мер способных повысить качество подготовки школьников, все это требует внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Являясь частью современных инновационных технологий, активные методы обучения позволяют школьнику раскрыться как личности и являются важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого правового материала, способствующих гармонизации нравственных и прагматических качеств личности школьника.

 

Список литературы:

1.  Галиахметова Р.Н. Развитие нравственно-правового культуры учащихся школ инновационного типа (на материале гуманитарных дисциплин): дис. … канд. пед. наук / Р.Н. Галиахметова. – Казань, 2001. – 159 с.

2.  Иванникова И.А. Концепция правовой культуры / И.А. Иванникова // Правоведение. – 1998. – № 3. – С. 12-16.

3.  Каюмова К.Г. Основные формы и методы реализации правового образования и воспитания школьников. // Казанская наука.–2014.– № 1.– С 224– 226.

4.  КаюмоваК.Г. The realization of interactive methods of schoolchildren’s legal education // European Applied Sciences. – 2013. – 12. – Stuttgart, Germany. – pp. 55-57.

5.  Мазаев В. Знать и уважать законы: о проблемах правового образования в школе / В. Мазаев. – М., 2003.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»