С каждым днем детская инвалидность приобретает большое значение в оценке уровней здоровья населения мира. Сегодня видна явная тенденция увеличения рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим появляется проблема обеспечения условий инклюзивного образования данных детей в общество здоровых сверстников. В данной ситуации инклюзивное образование просто необходимо для дальнейшей полноценной социализации жизни детей с ОВЗ.
Инклюзия–этовключение детей с особенностями развития всистему общего образования. Создание условий инклюзивного образования- это очень сложная задача, требующая максимальной отдачи от участников процесса. Создание инклюзивного образования предполагает обеспечение специальной коррекционно-развивающей среды. При этом внедрении инклюзии встречается с такими трудностями:
-преодоление «безбарьерной среды» ( пандусы, особый штат специалистов, переоборудование мест общего пользования и др.);
-социализации (в нашем обществе существуют распространенные стереотипы касающиеся детей с ОВЗ, например готовность или отказ учителей, самих учащихся и их родителей принять инклюзивную форму образования);
На сегодняшний день очевидно, что большинство образовательных учреждений (детские сады, школы, лицеи, ВУЗы) не готовы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как в этих учреждениях отсутствует специально обустроенная среда, и нет специальных программ обучения, которые рассчитаны на такое обучение. Равные возможности обучения здоровых детей и детей с ОВЗ предполагают создание специальной образовательной среды для детей с индивидуальными потребностями (тьютор, транспортеры, оборудованные лифты, специальное оборудование в зависимости от нарушения здоровья).
За последнее десятилетие в системе образования детей с ОВЗ заметны следующие тенденции, связанные с различными факторами влияния:
- рост количества детей с отклонениями в развитии;
- увеличение количества образовательных учреждений для детей с ОВЗ;
- незначительный рост обучающихся по интегрированной форме;
Так же необходимо отметить, что в последнее время происходит сокращение мест обучающихся, воспитанников в школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому внедрение инклюзивных групп, классов в общеобразовательные учреждения просто необходимо.
Можно выделить преимущества инклюзии для обычных учащихся:
- для здоровых детей нахождение в классе ребенка с ОВЗ не является фактом, несущим опасность;
- здоровые дети, в условиях инклюзивного образования учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, различать социальные стигмы;
- обеспечение класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использовать все дети;
- обычные ученики, будучи вовлечёнными в обучение своих сверстников (специальный методический подход к обучению в инклюзивном классе, получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое формирование «я-концепции», собственных принципов, социального знания и поведения. Более того, обнаружено, что дети, участвующие в обучении с использованием этого метода, показывали лучшее владение академическими навыками в определённой области, нежели их сверстники, не участвующие в таком тьюторстве.
Существование таких инклюзивных групп (классов) положительно откладывается на нормально развивающихся детях, а не только на детях с ОВЗ. Помогая своим сверстникам с ОВЗ активно участвовать в социальной и образовательной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают очень важные жизненные уроки. Такой положительный опыт состоит в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самооценки и самосознания, в становлении собственных принципов, и способствует искренней заботе о дружбе.
Современная общеобразовательная программа должна включать в себя условия и изменения, которые необходимы для успешной реализации инклюзивного образования, а конкретнее- принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение его особых потребностей каждого ребенка.
Список литературы:
1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.