+7 989 669 15 15



Основные проблемы внедрения инклюзивного образования в России




Гунченко Дарья Сергеевна *
Чернова Екатерина Игоревна **
Садовски Марина Владимировна***

студентка *
студентка**
к.ф.н ., доцент ***
НИУ БелГУ, Россия, г. Белгород,


в статье рассказывается о преимуществах и недостатках инклюзивного образования, о проблемах внедрения инклюзивного образования в России

Ключевые слова: инклюзия, дети с ОВЗ, вовлечение в процесс.




Библиографическое описание: Гунченко Д.С., Чернова Е.И., Садовски М.В. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 47-48


С каждым днем детская инвалидность приобретает большое значение в оценке уровней здоровья населения мира. Сегодня видна явная тенденция увеличения рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим появляется проблема обеспечения условий инклюзивного образования данных детей в общество здоровых сверстников. В данной ситуации инклюзивное образование просто необходимо для дальнейшей полноценной социализации жизни детей с ОВЗ.

Инклюзия–этовключение детей с особенностями развития всистему общего образования. Создание условий инклюзивного образования- это очень сложная задача, требующая максимальной отдачи от участников процесса. Создание инклюзивного образования предполагает обеспечение специальной коррекционно-развивающей среды. При этом внедрении инклюзии встречается с такими трудностями:

-преодоление «безбарьерной среды» ( пандусы, особый штат специалистов, переоборудование мест общего пользования и др.);

-социализации (в нашем обществе существуют распространенные стереотипы касающиеся детей с ОВЗ, например готовность или отказ учителей, самих учащихся и их родителей принять инклюзивную форму образования);

На сегодняшний день очевидно, что большинство образовательных учреждений (детские сады, школы, лицеи, ВУЗы) не готовы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как в этих учреждениях отсутствует специально обустроенная среда, и нет специальных программ обучения, которые рассчитаны на такое обучение. Равные возможности обучения здоровых детей и детей с ОВЗ предполагают создание специальной образовательной среды для детей с индивидуальными потребностями (тьютор, транспортеры, оборудованные лифты, специальное оборудование в зависимости от нарушения здоровья).

За последнее десятилетие в системе образования детей с ОВЗ заметны следующие тенденции, связанные с различными факторами влияния:

- рост количества детей с отклонениями в развитии;

- увеличение количества образовательных учреждений для детей с ОВЗ;

- незначительный рост обучающихся по интегрированной форме;

Так же необходимо отметить, что в последнее время происходит сокращение мест обучающихся, воспитанников в школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому внедрение инклюзивных групп, классов в общеобразовательные учреждения просто необходимо.

Можно выделить преимущества инклюзии для обычных учащихся:

- для здоровых детей нахождение в классе ребенка с ОВЗ не является фактом, несущим опасность;

- здоровые дети, в условиях инклюзивного образования учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, различать социальные стигмы;

- обеспечение класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использовать все дети;

- обычные ученики, будучи вовлечёнными в обучение своих сверстников (специальный методический подход к обучению в инклюзивном классе, получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое формирование «я-концепции», собственных принципов, социального знания и поведения. Более того, обнаружено, что дети, участвующие в обучении с использованием этого метода, показывали лучшее владение академическими навыками в определённой области, нежели их сверстники, не участвующие в таком тьюторстве.

Существование таких инклюзивных групп (классов) положительно откладывается на нормально развивающихся детях, а не только на детях с ОВЗ. Помогая своим сверстникам с ОВЗ активно участвовать в социальной и образовательной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают очень важные жизненные уроки. Такой положительный опыт состоит в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самооценки и самосознания, в становлении собственных принципов, и способствует искренней заботе о дружбе.

Современная общеобразовательная программа должна включать в себя условия и изменения, которые необходимы для успешной реализации инклюзивного образования, а конкретнее- принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение его особых потребностей каждого ребенка.

 

Список литературы:

1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.

Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.

3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»