ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ




Кручинина Ольга Сергеевна,

студентка, ФГБОУ ВПО "Курганский государственный университет", г. Курган

Рассматриваются вопросы организации поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, виды поддержки, ее инфраструктура.

Ключевые слова: Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство,виды поддержки предпринимательства,инфраструктура поддержки предпринимательства,значение предпринимательства в экономике региона.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Малое и среднее предпринимательство – важнейшие элементы современной экономики, их состояние, тенденции и темпы развития определяют уровень социально-экономического развития любого региона. В дотационном регионе, например, Курганской области, малое и среднее предпринимательство может обеспечить выживаемость региона в условиях жесткой конкурентной среды. Поэтому целенаправленное и последовательное развитие малого и среднего предпринимательства является приоритетным направлением государственной, региональной и муниципальной политики.

Малое и среднее предпринимательство, по мнению ученых-экономистов, представляет собой гибкую, динамичную и быстро адаптирующуюся форму организации предприятия, является создателем новых рабочих мест, осуществляет технологические разработки, способствует развитию конкурентной среды [1]. Для последовательного развития такого важнейшего элемента экономики в регионе формируется нормативно-правовая база и инфраструктура, определены основные виды поддержки, созданы специальные органы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства в Курганской области.

Например, в стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года малое и среднее предпринимательство имеет значение как основной инструмент достижения стратегической цели – повышения уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого, инновационного, инвестиционного потенциалов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность Курганской области.

Для развития малого и среднего предпринимательства в регионе созданы координационные и совещательные органы:

- областной Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Курганской области;

- межведомственная комиссия по ликвидации административных ограничений в сфере малого и среднего бизнеса при Губернаторе Курганской области;

- координационные советы по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства во всех муниципальных районах и городских округах Курганской области и в крупных сельских муниципальных образованиях.

В настоящее время в регионе действует целевая программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2012-2014 годы» в соответствии с которой, реализуются различные виды поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (рисунок).Особое внимание уделяется поддержке инновационным копаниям, реализации инвестиционных проектов, экспортоориентированныму производству, а также развитию электросетевого хозяйства и энергоэффективности производства [2].

В регионе целенаправленно создаются организации, образующие инфраструктуру поддержки, способствующие формированию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства (таблица).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Основные виды поддержки малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2012-2014 годы

 

Для поддержки молодежного предпринимательства созданы НП «Центр молодежного инновационного творчества» – «FabLab», студенческий инновационный бизнес-инкубатор «ЮВЕНТА», бизнес-инкубатор Курганского государственного университета, студенческий бизнес-инкубатор Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева. Они оказывают поддержку молодежному творчеству и популяризации инженерного образования, оказывают консультационные и маркетинговых услуги, способствуют повышению квалификации, а также обеспечивают доступ к информационным базам данных.

Однако принимаемые меры не достаточны, об этом свидетельствует отсутствие явно выраженных темпов роста малого и среднего предпринимательства в регионе [2].

 

 

Таблица

Цели создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки

малого и среднего предпринимательства

Название организации Цель создания организации Примечание
ГУП «Бизнес-инкубатор Курганской области» Поддержка предпринимателей на ранней стадии деятельности, предоставление в аренду помещений, оказание консультационных, бухгалтерских и юридических услуг Площадь, предназначенная для размещения одного субъекта малого предпринимательства, от 9 до 16 кв.м.
Некоммерческая организация «Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области» Обеспечение доступа малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам Развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам малых предприятий и инфраструктуры поддержки, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга
Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Курганской области» Обеспечение доступа малых и средних предприятий, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства
Некоммерческое партнерство «Центр кластерного развития Курганской области» Формирование благоприятных условий развития кластеров, создание структуры подготовки кадров для реализации инновационных процессов, информационное сопровождение и консалтинг Содействие принятию решений и координации проектов по формированию и развитию кластеров по производству импортозамещающей продукции. Организация маркетинговых информационно-коммуникационных проектов
Открытое акционерное общество «Курганский областной технопарк» Достижение максимального эффекта от совместного использования ресурсов различных компаний и научных организаций Создание системы взаимодействия между компаниями сектора высоких технологий, ускорение сроков практического применения инновационной продукции
Обособленное подразделение в ГУП «Бизнес-инкубатор Курганской области» «Курганский региональный центр поддержки экспорта» Определение приоритетных направлений поддержки внешнеэкономической деятельности; поиск партнеров для иностранных компаний и инвесторов; оказание консультационных услуг по вопросам внешнеэкономической деятельности; содействие в организации выставок и ярмарок, международных мероприятиях; проведение экспертизы внешнеэкономических проектов и сделок; Продвижение информации о компании за рубежом: размещение информации о компании на Едином портале внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет, официальных порталах субъектов Российской Федерации по развитию внешнеэкономической деятельности
Информационно-консультационные центры в муниципальных районах и городских округах Курганской области Повышение доступности информационных, консультационных услуг, обеспечение оперативного доступа к информации, необходимой для предпринимательской деятельности Консультации по вопросам государственной поддержки предпринимательства, организации и ведению собственного дела, юридическим, экономическим и финансовым вопросам, помощь по составлению бизнес-планов

* Составлена автором по материалам источника [2]

 

Основную роль по развитию малого и среднего предпринимательства играют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных образований, поэтому для ускорения процесса обеспечивающего выживаемость региона необходимо расширить инструментальные возможности малого и среднего предпринимательства в достижении стратегической цели региона:

- во-первых, целесообразно расширить целевую аудиторию поддержки предпринимательства за счет категории инвалидов, которые не востребованы на рынке труда и зарегистрированы как безработные. Они могут вести собственный бизнес, вносить посильный вклад в экономику региона, создавать рабочие места, если будет организована целевая поддержка.

- во-вторых, важно вести мониторинг рыночных возможностей сельских муниципальных образований, составлять их рейтинг и предоставлять эту информацию в свободном доступе всем заинтересованным для анализа.

Расширение целевой аудитории поддержки предпринимательства, ведение мониторинга рыночных возможностей сельских муниципальных образований – смогут улучшить перспективы функционирования малого и среднего предпринимательства в регионе, повысить привлекательность для всех потенциальных категорий населения и эффективность в сельских муниципальных образованиях, а значит, будут способствовать успешной реализации цели стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года – повышению уровня и качества жизни населения региона.

 

Список литературы:

1.   Филиппов Д.В. Методика оценки развития предпринимательства в регионе. Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 36. Февраль 2013 г. С. 252 – 262.

2.   www.kurganobl.ru/assets/files/documents/2011/pravitelstvo/pp_2011-11-15_538.pdf+&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 1.07.2013).

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»