Основное направление современной глобальной конкуренции ориентировано на постоянно меняющиеся преимущества, основанные на научных достижениях и инновациях [4, С. 93 - 95].
Частью системы управления являются стратегии устойчивого развития предприятия. стратегия не является изолированным процессом менеджмента. Это лишь ступень логической последовательности шагов, которая определяет путь предприятия от вершины – миссии – до конкретных стратегических задач, поставленных исполнителям [6, С. 342 - 346].
Первая разновидность стратегий – это стратегии работы с конкурентами. Работа с конкурентами – это, прежде всего, пути “разграничения сфер влияния”, например, путем картелизации.
Горизонтальная интеграция – это слияние в консорциум (холдинг), необязательно подтвержденное передачей руководству холдинга контрольных пакетов акций, нескольких примерно равных рыночных структур. Рыночный выигрыш будет достигнут вследствие четкого разграничения сфер влияния, отказа от борьбы за клиентов, диверсифицированности, совместного выхода на новые рынки, совместного выполнения сложных заказов. Вариантом горизонтальной интеграции является прямая интеграция [2, С. 900 - 903].
Прямая или прогрессивная интеграция предполагает подчинение или прямое поглощение предприятия, которое использует те же технологии.
Вертикальная интеграция – это создание структуры, которая в сфере реального производства называется финансово-промышленной группой, вертикально интегрированным концерном. Это – замкнутый производственный цикл: от сырья до готовой продукции. Упрощенный вариант вертикального интегрирования – это обратная интеграция.
Обратная (или регрессивная) интеграция предполагает подчинение предприятий, занимающихся вспомогательными услугами, например, подчинение информационного или рекламного агентства, оказывающего фирме вспомогательные услуги рекламного, информационного, аналитического характера [1, 5].
Стратегии работы с рынком. Захват рынка – это расширение своего участка на сегменте рынка, где не удалось провести прямое поглощение конкурента; расширение рынка – это выход на новые рыночные сегменты, новые регионы, социально-демографические группы и т.п. Диверсификация – есть расширение спектра предлагаемых услуг. Концентрическая диверсификация – предоставление новых для данной фирмы, но профильных для данного рынка услуг.
Конгломеративная диверсификация – это предоставление сложившемуся рынку новых услуг. Например, фирме – постоянному клиенту, которому уже традиционно предоставлялись услуги, предприятие предложило обслуживание в вопросах маркетингового консалтинга, работе с персоналом, антикризисного управления [3, С. 760 - 763].
Как самостоятельный вид стратегии выделим аффилирование – добровольное или вынужденное превращение мелкой фирмы в филиал более крупной. Рыночный выигрыш аффилирующей структуры почти очевиден – берется готовый рынок с наработанными связями, технологиями, клиентской базой.
Выделяют также стратегии зрелости, т.е. стабильного развития с перспективами лишь эволюционных улучшений: реорганизация глубокого внедрения в рынок; реорганизация границ рынка или выход на новые региональные сегменты; совершенствование услуг филиала предприятия, т.е. диверсификация; реорганизация регрессивной интеграции; реорганизация горизонтальной интеграции – слияние с конкурентами усилиями филиалов; реорганизация горизонтальной диверсификации [7, С. 550- 555].
Когда потенциал роста исчерпан, а перечисленные выше стратегии реорганизации не удается применить в силу того факта, что на рынке существуют влиятельные конкуренты, возможен выбор стратегии кооперативной зрелости, т.е., взаимодействия с конкурентами на равных. Перечислим виды стратегий кооперативной зрелости: кооперация глубокого внедрения на рынке; кооперация расширения рынка; кооперация совершенствования услуг; кооперация регрессивной интеграции; кооперация прогрессивной интеграции; кооперация концентрической диверсификации; кооперация горизонтальной диверсификации.
Виды стратегий устойчивого развития предприятия должны использоваться частично или комплексно. Для получения значимого эффекта система стратегического управления должна быть интегрирована с другими системами, быть регламентированной за счет постановки целей до уровня бизнес-процессов и создания системы измеряемых показателей.
Список литературы:
1. Антонов, Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] : учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 299 с.
2. Верников, В. А. Современные подходы к управлению стратегической устойчивостью и конкурентоспособностью предпринимательских структур [Текст] / В. А. Верников // Экономика и предпринимательство. - 2015. - N 5. - С. 900-903.
3. Ермолина, Л. В. Стратегическое управление как фактор конкурентоспособности предприятий и вектор развития национальной экономики [Текст] / Л. В. Ермолина // Экономика и предпринимательство. - 2015. - N 5. - С. 760-763.
4. Колесников С.В. Роль технологических инноваций в обеспечении конкурентоспособности российских производителей / С.В. Колесников // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2016. - № 4 (6). – С.93 – 95.
5. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] : учебник / И. М. Лифиц. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 437 с.
6. Станкевич И.И. Методика стратегического корпоративного реинжиниринга молочного кластера / И.И. Станкевич // материалы 3-й Международной научно-практической конференции 9-10 июня 2016. – г. Минск, 2016. – С. 342 - 346
7. Фролова, С. В. Роль стратегического управления промышленными предприятиями в повышении их конкурентоспособности [Текст] / С. В. Фролова, А. И. Мороз // Экономика и предпринимательство. - 2015. - N 10. - С. 550-555.