+7 989 669 15 15



Основы и принципы правового статуса судьи в Российской Федерации




Данилейко Олеся Анатольевна

студентка
«Хакасский государственный институт им. Н.Ф. Катанова», Институт истории и права , г. Абакан


Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса правового статуса судьи в Российской Федерации. Проанализированы основные принципы правового статуса судей, а также отмечены определенные проблемы, данной сферы.

Ключевые слова: статус судьи, судебная система, полномочия, принципы, деятельность судей.




Библиографическое описание:  Данилейко О.А. ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Текст] // Право и проблемы функционирования современного государства: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции (г. Махачкала, 18 января, 2015 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 — C.5-7


Основным элементом современной судебной системы является судья, который по Конституции является единственным носителям судебной власти в Российской Федерации, кроме установленных законом случаев привлечения представителей народа: арбитражных и присяжных заседателей. Поэтому Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" установлен особый статус судьи.

Статуса судьи представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов, на основе которых формируется государственная политика правового регулирования статуса судьи, происходит обеспечение организационно-правовыми средствами независимость гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, включая регулирование:

1)вопросов формирования судейского корпуса (требования к претендентам, порядок отбора кандидатов, процедура назначения на должность судьи);

2)профессиональной деятельности по осуществлению правосудия;

3)прохождения государственной службы в должности судьи в судейском корпусе (судейская карьера);

4)ограничений гражданских прав действующего судьи;

5)защиты судьи как гражданина с особым правовым статусом от различных посягательств на его независимость;

6)социально-правовой защиты действующего судьи, адекватной его высокому положению в социуме;

7)социально-правового обеспечения судьи в отставке.[5, с.91]

В одной из своих работ Г.Т. Ермошин отмечает, что «Статус гражданина динамично изменяется по мере его перехода из правового положения «соискателя должности судьи» через процедуру отбора и назначения на должность судьи в правовое положение судьи (собственно статус судьи) и далее по мере движения по судейской карьере, достигая в итоге правового положения судьи в отставке.

Наделение гражданина судейскими полномочиями - это не просто назначение его на должность, а определение практически пожизненного направления его профессиональной деятельности, выбор жизненного пути.[4, с.5] Тем самым, для того, чтобы судья – зачастую «Вершитель судеб», не в праве был действовать исходя из чьих-либо сугубо личностных взглядов, либо выносить решение, будучи под влиянием кого-либо, и существуют основные правовые принципы статуса судей.

По словам А.А. Даниеляна данные принципы берут свое начало именно в основной конституционной идеи – самостоятельности и независимости

судебной власти в системе российской государственности.

Идеи самостоятельности судебной власти подкреплены принципами независимости, неприкосновенности и несменяемости судей, что прописано в ст.9, ст. 10, ст. 12 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".

Данные принципы так же были закреплены в Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы" (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 1735-р).

Как отмечено в данной концепции «На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи, принципы и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Для обеспечения принципа независимости статуса судей и судебной системы в целом, в программе развития судебной власти до 2012г. отмечены определенные изменения в законодательной базе РФ направленные на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение эффективности и качества рассмотрения дел, обеспечение доступности правосудия и предотвращение коррупции в органах судебной власти.

Внесены изменения в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", направленные на предотвращение коррупции в органах судебной власти и устанавливающие обязанность кандидата на должность судьи и судей представлять сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Для снижения нагрузок на работников судов и судей по итогам реализации Программы до 2012 года во всех федеральных судах общей юрисдикции, арбитражных судах и в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационную систему федеральных судов общей юрисдикции, составило 72518 единиц, в единую информационную систему арбитражных судов - 14000 единиц.[1]

Ведь именно на современном этапе социально-экономических преобразований необходимо внедрение новых технологий и усовершенствование системы правосудия, для улучшения качества работы судейского состава и четкого действия всего механизма судопроизводства.

Так, например, еще одним из основных принципов статуса судьи является принцип профессионализма. Он является гарантом, осуществления судейской деятельности только специалистами, которые имеют соответствующую необходимую подготовку в области юриспруденции и права, а так же гарантом наличия у судьи высоких моральных и нравственных качеств.

В частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлены требования, в соответствии с которыми судьей может быть назначен гражданин, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Как и в любой сфере, известно, что не бывает ничего абсолютно идеального, так и не идеальна, деятельность квалификационных коллегий судей, но именно этот институт является важнейшим в системе гарантий принципа самостоятельности судебной власти и его реализации в решении кадровых и иных вопросов деятельности российских судов.

Тем самым подводя итоги краткого анализа данной работы нужно отметить, что вопрос о статусе, деятельности и правовых принципах судей РФ будет актуальным, несомненно, практически во все времена, так как в реальной действительности существуют определенные проблемы статуса судей и решение их зависит непосредственно от руководства высших судебных органов, законодательных органов и непосредственно судейского аппарата.

 

Список литературы:

1. «О статусе судей в Российской Федерации»: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1: в ред. от 22.12.2014//Рос. Газ. – 1992. – 29 июля.

2. «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы"»: Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 1735-р // "Собрание законодательства РФ" – 2012. – 01 окт.

3. Даниелян, А.А. Основные правовые принципы статуса судьи как носителя судебной власти/ А.А. Даниелян//Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. – 2010. - №4 (19) - С. 26-30

4. Ермошин, Г. Т. О судебной карьере в рамках квалификационной аттестации судей: проблемы теории и практики /Г. Т. Ермошин.//Российский судья. -2010. - № 5. - С. 4 – 9

5. Ермошин, Г. Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации /Г.Т. Ермошин. //Российское право -2013. - № 8. - С. 90–100

6. Шабалина, Е. Л. Принципы деятельности судебной власти в российской федерации: право/ Е.Л. Шабалина.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2006.- №13 – С. 358-362

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.