Роман «Форрест Гамп» был написан У. Грумом в 1986 году и сразу стал бестселлером. Заглавный герой романа – американец, называющий себя идиотом. На самом деле отсутствие эрудированности и элементарной сообразительности сочетается у Форреста со спортивным талантом игры в футбол, реслинг и пинг-понг, недюжинными математическими способностями, умением играть в шахматы. Умственная отсталость сочетается с непосредственностью, честностью, преданностью в дружбе и любви, бескорыстием, щедростью. Эти качества, на наш взгляд, заставляют читателя высоко оценить героя как личность, во многом превосходящую умственно здоровых людей, но склонных к эгоизму, жадности, избалованности, злости, зависти и другим отрицательным чертам характера.
Роман написан от лица Форреста, этим объясняется специфика использования в нем аллюзивных имен. Всего их 15, большинство используется в повествовании героя: the Pied Piper, Frankenstein monster, Muhammad Ali, Budda-lookin, Pinocchio’s, that Beatle wig, on the Johnny Carson show, feel like Uncle Remus. Кроме того, в речи солдат встречаются Einsteins, the Sans Souci, the Frankenstein monster. В речи одного из преподавателей, ставящих диагноз Форресту используются такие имена, как an Adonis, Liszt, Beethoven. Кинорежиссер так характеризует внешность Форреста: another John Wayne.
Интерес представляет изучение имен в связи с их местом в обыденном языковом сознании. Различные подходы к классификации аллюзий представлены работах В.П. Москвина, Н.А. Фатеевой и других авторов [2]. О.А. Корнилов приводит четыре компонента обыденного сознания, ссылаясь на работы психологов [1, с. 164-165]. Они включают сенсорно-рецептивный, логико-понятийный, эмоционально-оценочный и ценностно-нравственный компоненты. 8 имен относятся к сенсорно-рецептивному компоненту, 7 имен – к эмоционально-оценочному и 1 имя – к логико-понятийному компоненту. Можно сделать вывод о том, что большинство имен используются для выражения внешних, в основном зрительных, впечатлений. Другая группа используется для выражения эмоциональной оценки внешности или ситуации.
Список литературы: