Основные средства являются материальной основой любого производственного процесса. От правильного учета основных средств зависит определение себестоимости продукции, своевременное исчисление и уплата соответствующих налогов, а значит, зависит и сумма конечной прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя. Документальное оформление основных средств дает возможность формирования достоверной и сопоставимой информации о наличии и состоянии основных средств для принятия управленческих решений.
Достоверная информация об основных средствах организации строится на следующих данных:
- учетная политика организации;
- договоры купли-продажи, передачи в безвозмездное пользование, финансовой и прочие операции с основными средствами;
- внутренние документы организации (положения, регламенты, приказы, распоряжения), позволяющие установить факты, влияющие на классификацию (переклассификацию) активов как основных средств, срок их полезной службы и пр.
Анализируя учетную политику организации применительно к основным средствам необходимо брать за основу следующую информацию:
- критерий (числовое значение) существенности, который использует организация при отнесении активов к основных средствам (чаще всего принимается равным 40000 руб.);
- критерии, которые использует организация при определении отдельных компонентов сложных объектов основных средств;
- модель последующей оценки основных средств (по первоначальной или по переоцененной стоимости);
- способ начисления износа, а также модель начисления (ежемесячная, полугодовая, годовая).
Организациям дано право самостоятельно принимать решение относительно включения произведенных затрат в состав основных средств или запасов.
Формирование первоначальной стоимости (себестоимости) основных средств связано с определением состава осуществленных затрат и их оценкой.
Первоначальная стоимость объекта основных средств включает в себя:
- покупную цену, включая связанные с покупкой импортные пошлины и невозмещаемые налоги, за вычетом торговых скидок и возмещений;
- любые затраты, прямо связанные с доставкой актива в нужное место и приведением в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства организации [1, С.31].
В процессе использования основных средств они изнашиваются, и требуются дополнительные затраты на ремонт, реконструкцию, модернизацию. Под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования, что указано в абзаце 2:п.16 в письме Госкомстата России от 09.07.2001 №Мс-123/1480
Под реконструкцией понимается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателен и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
При определении вида ремонта можно руководствоваться следующим: ремонт направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а модернизация (реконструкция, техническое перевооружение) — на их увеличение (улучшение) или создание новых.
Ремонт может проводиться как собственными силами, так и с привлечением подрядчика.
В качестве документов, подтверждающих обоснованность ремонта основных средств, могут выступать:
- приказ руководителя организации (распоряжения руководителя структурного подразделения, иного уполномоченного лица) на проведение ремонта;
- дефектная ведомость (содержит обоснование необходимости проведения ремонта).
В приказе нужно указать исполнителей ремонтных работ (собственными силами, т.е. хозяйственным способом, или с привлечением подрядных организаций), состав комиссии по организации ремонта и приемки из ремонта объекта основных средств, сроки проведения ремонта, ответственных лиц за подготовку объекта к ремонту, за организацию и проведение ремонта, а так же обеспечение безопасности при проведении ремонтных работ и пуск объекта в эксплуатацию.
В дефектной ведомости должно быть указано основное средство, которое подлежит ремонту, и его идентифицирующие признаки (кадастровый номер, номер техпаспорта и т.д.), причина ремонта, а также объем работ, который следует выполнить, чтобы привести основное средство в нужное состояние.
При проведении ремонта подрядным способом необходимо заключить договор подряда на проведение ремонтных работ со специализированной организацией и утвердить проектно-сметную документацию.
Если ремонт будет проводиться хозяйственным способом, то подтверждающими могут быть такие документы, как смета расходов на ремонт, план и график проведения ремонта.
Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта применяется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3). Этот документ подписывается представителем организации заказчика и представителем организации, проводившей ремонт (подрядчика). Сведения о ремонте вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (ф. № ОС-6).
Сумма фактических затрат на ремонт основных средств в полном объеме включается в состав текущих расходов того периода, в котором они были произведены. В учете составляется запись по дебету счета 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу") и кредиту счета 10 "Материалы" (60 "Расчеты с поставщиками н подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").
С 1 января 2011 г. в бухгалтерском учете резерв на ремонт основных средств не создается.
Очень важно вовремя списать основные средства, если оно непригодно к дальнейшей эксплуатации из-за порчи, морального и физического износа.
Основными документами, которыми оформляются списание основных средств, являются:
- приказ о назначении материально ответственных лиц, отвечающих за сохранность основных средств;
- договоры о полной индивидуальной материальной ответственности с сотрудниками предприятия;
- приказ о назначении постоянно действующей комиссии для проведения проверки сохранности материальных ценностей;
- приказ о проведении инвентаризации основных средств;
- документы, подтверждающие проведение инвентаризации (инвентаризационная опись основных средств по ф. № ИНВ-1);
- акт на списание объекта основных средств (ф. № ОС-4, ОС-4а, ОС-46), утвержденный руководителем организации, с приложением актов об авариях (если таковые случились), их причинах;
- инвентарная карточка с отметкой о выбытии основного средства (ф. № ОС-6);
- документы об утилизации лома или утиля (вывозе на полигон, сдаче в металлолом и пр.) в случае ликвидации объекта основных средств, не подлежавшего использованию.
Список литературы:
1. Хитрова С.Г. Ошибки в учете и налогообложении основных средств.// Бухгалтерский учет.№3,2012. С.28-31
2. Григорьева С.В. Списание неиспользуемых основных средств// Бухгалтерский учет.№9, 2012 г., С. 40-44
3. Антаненкова Е.И. Ремонт собственных основных средств// Бухгалтерский и налоговый учет.№6, 2012 г., С. 26-28