ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОТДЕЛОЧНИКОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ




Пятничук Татьяна Владимировна

научный сотрудник Института профессионально-технического образования Академии педагогических наук Украины,Украина, г. Киев

В статье рассматривается сущность индивидуального и дифференцированного подходов в учебной деятельности, существующие особенности учебного процесса в строительных училищах, определены направления дифференциации для формирования профессиональной компетентности отделочников.

Ключевые слова: Ключевые слова: индивидуальный и дифференцированный подход,виды,направления дифференциации.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Дифференциация обучения в психолого-педагогической литературе рассматривается как способ индивидуализации учебной деятельности учащихся для всестороннего развития личности каждого, создания условий для удовлетворения интересов и потребностей. По словам В.Г. Кременя наступает задание формировать человека, способного успешно функционировать в условиях постоянных трансформаций, принимать изменчивость мира как характеристику собственной жизнедеятельности, речь идет о человеке с инновационным типом мышления, культуры и поведения [2, с.409]. И.Э. Унт определяет: «индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» [3, с.8]. А.А Кирсанов под дифференцированным подходом к учащимся в учебном процессе подразумевает «особый подход учителя к разным группам учащихся или отдельным учащимся, заключающемся в организации учебной работы, разной по содержанию, сложности, методам и приемам» [1, с.35].

В профессионально-технических учебных заведениях при подготовке отделочников строительных дифференцированный подход имеет особенности: педагоги недостаточно учитывают индивидуально-типологические различия учащихся; в большинстве случаев дифференциация сводится к дополнительным занятиям с неуспевающими на основе однотипных заданий; дифференцированный подход осуществляется фрагментарно и ситуационно, сводится к вариативности заданий по объему и сложности; значительная методическая неподготовленность педагогов; недостаточность учебно-материальной базы. Для подготовки отделочников в строительных училищах необходимо использовать виды дифференциации:

- внешняя – осуществляется по интересам и способностям, при формировании учебных групп;

- внутренняя – осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося по направлениям: дифференциация дидактического материала (различные задания для работы с различными источниками информации, с проблемными вопросами разного уровня, на развитие креативности, по изучению достижений строительного производства, инструкции, карточки-задания, тесты для самоконтроля); использование особых методов и приемов дифференцированного подхода; применение разных видов групповой формы организации учебной деятельности; дифференциация заданий для домашней самостоятельной работы; дифференциация контрольных работ, консультаций; использование современных информационных технологий; выполнение индивидуальных творческих работ для государственной квалификационной аттестации.

 

Список литературы:

1. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. /А.А. Кирсанов, - Казань, 1982. – 224 с.

2. Кремень В.Г. Філософія людиноцентризму в освітньому просторі [монографія]/В.Г. Кремень; АПН України. - 2-ге вид. – Київ: «Знання України», 2010. – 519 с.

3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»