В последние годы достигнуты большие успехи в изучении детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Актуальность проблемы изучения эмоциональных проявлений детей с гиперактивным поведением диктуется прежде всего тем, что СДВГ – самая частая причина нарушений поведения в дошкольном и школьном возрасте. По данным отечественных и зарубежных эпидемиологических исследований, частота СДВГ в обозначенном возрасте колеблется от 2% до 12% [4, с.3].
Анализ специальной литературы, посвященной проблемам гиперактивности у детей, выявил, что дети имеют типичные трудности в учебе и отклонения в поведении. Среди различных симптомов, входящих в синдром, наиболее часто встречаются: двигательная гиперактивность, повышенная импульсивность, дефекты концентрации внимания, легкие неврологические нарушения, задержка психомоторного развития [5, с.10]. Синдром также проявляется отставанием в эмоциональном развитии, быстрой сменой настроения, низким самоконтролем и произвольной регуляцией, проблемами во взаимоотношениях с окружающими, отвлекаемостью [3, с.72].
Одной из характерных особенностей детей с СДВГ является нарушение социальной адаптации [2, с.26]. Исследования эмоциональной сферы детей с СДВГ у большинства из них выявляют повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, страхи. Детям свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка [1, с.18].
Дети с СДВГ быстро реагируют на запреты, резкие замечания, отвечая непослушанием, резкостью (О.В. Халецкая, В.Д. Трошин,1995). Характерны амбивалентность эмоций и форм поведения, которые проявляются в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности (Б.Р. Яременко, 2002, А.М. Романов, 2011). Эмоции оказывают значимое влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное - разрушено (В.В. Лебединский, Е. Р. Никольская, 1990).
Развитие сферы эмоций и чувств ребенка также зависит от опыта общения в семье. Нарушение эмоциональных связей между членами семьи препятствует усвоению ребенком норм взаимоотношений, нравственных позиций. Конфликтные, напряженные отношения между родителями ведут к нарушениям эмоционального и волевого развития детей, проявляющимся в трудностях социальной адаптации, отклонениях в поведении, противоправных поступках.
Кроме того, обращает на себя внимание факт, что серьезные поведенческие нарушения детей с гиперактивностью имеют в своей основе серьезные эмоциональные нарушения, проделавшие некий путь развития. Важно здесь также отметить, что данное состояние исчезает или же принимает совершенно иные формы в подростковом возрасте (Д.Н. Оудсхоорн, 1993), когда социальный фактор психического развития является одним из ведущих. Синдром гиперактивности в процессе онтогенеза может измениться в девиантностъ или делинквентность. Более чем у половины детей, страдавших СДВГ в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В 30-70% случаев симптомы переходят и во взрослый возраст.
Таким образом, вышеизложенное подчеркивает важность дальнейшей разработки психосоциального фактора СДВГ и использования новых подходов в его рассмотрении. Первостепенное значение имеет ранняя диагностика СДВГ у детей, просветительская работа с семьей, этиопатогенетическое лечение и психокоррекционная работа с детьми с данным синдромом.
Список литературы: