ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ




Протопопова Марина Владимировна

медицинский психолог,Центр семьи и детства «ИМКА», г. Барнаул

В статье затрагивается актуальная на сегодняшний день тема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Представлен теоретико-аналитический обзор исследований по проблеме состояния эмоциональной сферы детей с обозначенным синдромом.

Ключевые слова: Ключевые слова: дефицит внимания,гиперактивность,эмоциональная сфера,поведенческие нарушения.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В последние годы достигнуты большие успехи в изучении детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Актуальность проблемы изучения эмоциональных проявлений детей с гиперактивным поведением диктуется прежде всего тем, что СДВГ – самая частая причина нарушений поведения в дошкольном и школьном возрасте. По данным отечественных и зарубежных эпидемиологических исследований, частота СДВГ в обозначенном возрасте колеблется от 2% до 12% [4, с.3].

Анализ специальной литературы, посвященной проблемам гиперактивности у детей, выявил, что дети имеют типичные трудности в учебе и отклонения в поведении. Среди различных симптомов, входящих в синдром, наиболее часто встречаются: двигательная гиперактивность, повышенная импульсивность, дефекты концентрации внимания, легкие неврологические нарушения, задержка психомоторного развития [5, с.10]. Синдром также проявляется отставанием в эмоциональном развитии, быстрой сменой настроения, низким самоконтролем и произвольной регуляцией, проблемами во взаимоотношениях с окружающими, отвлекаемостью [3, с.72].

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ является нарушение социальной адаптации [2, с.26]. Исследования эмоциональной сферы детей с СДВГ у большинства из них выявляют повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, страхи. Детям свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка [1, с.18].

Дети с СДВГ быстро реагируют на запреты, резкие замечания, отвечая непослушанием, резкостью (О.В. Халецкая, В.Д. Трошин,1995). Характерны амбивалентность эмоций и форм поведения, которые проявляются в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности (Б.Р. Яременко, 2002, А.М. Романов, 2011). Эмоции оказывают значимое влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное - разрушено (В.В. Лебединский, Е. Р. Никольская, 1990).

Развитие сферы эмоций и чувств ребенка также зависит от опыта общения в семье. Нарушение эмоциональных связей между членами семьи препятствует усвоению ребенком норм взаимоот­ношений, нравственных позиций. Конфликтные, напряженные от­ношения между родителями ведут к нарушениям эмоционального и волевого развития детей, проявляющимся в трудностях социаль­ной адаптации, отклонениях в поведении, противоправных по­ступках.

Кроме того, обращает на себя внимание факт, что серьезные поведенческие нарушения детей с гиперактивностью имеют в своей основе серьезные эмоциональные нарушения, проделавшие некий путь развития. Важно здесь также отметить, что данное состояние исчезает или же принимает совершенно иные формы в подростковом возрасте (Д.Н. Оудсхоорн, 1993), когда социальный фактор психического развития является одним из ведущих. Синдром гиперактивности в процессе онтогенеза может измениться в девиантностъ или делинквентность. Более чем у половины детей, страдавших СДВГ в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В 30-70% случаев симптомы переходят и во взрослый возраст.

Таким образом, вышеизложенное подчеркивает важность дальнейшей разработки психосоциального фактора СДВГ и использования новых подходов в его рассмотрении. Первостепенное значение имеет ранняя диагностика СДВГ у детей, просветительская работа с семьей, этиопатогенетическое лечение и психокоррекционная работа с детьми с данным синдромом.

 

Список литературы:

  1. Заваденко, Н. Н. Принципы диагностики и лечения гиперактивности с дефицитом внимания у детей / Н.Н. Заваденко, А.С. Петрухин, Н.Ю. Суворинова, М.Б. Патрина. – М.: РГМУ, 2004. – 48 с.
  2. Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О.И. Политика. – СПб.: Речь, 2005. – 208с.
  3. Потапова И.С., Хромина Н.В., Протопопова М. В. Течение школьной адаптации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на фоне применения мексидола./ Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – М.: Изд – во РАМН, 2006. – С. 72 – 74.
  4. Цыганкова, Н. И. Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности: автореф. дисс…канд. психол. наук: 19.00.04./ Наталья Игоревна Цыганкова. Северо – Зап. гос. мед. ун-т им. И.И.Мечникова. – С - Пб, 2012. - 25 с.
  5. Чутко, Л. С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога / Л.С. Чутко. – СПб.: «ИПК БИОНТ», 2005. – 56 с.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»