Особенности формирования у старшеклассников ценностного отношения к будущей профессии




Шауберт Маргарита Александровна

аспирант, Ульяновский государственный технический университет , Ульяновск

Аннотация: В работе исследуется уровень сформированности у старшеклассников ценностного отношения к будущей профессии, его содержание и структура. В статье представлены результаты эмпирического исследования в контексте затрагиваемой темы.

Ключевые слова: выбор профессии, ценностное отношение к профессии.




Библиографическое описание: Шауберт М.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 31-35


 

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Важно у старшеклассников, еще стоящих на пороге выбора профессии, сформировать ценностное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

Цель нашей работы ― исследование уровня сформированности у старшеклассников ценностного отношения к будущей профессии, изучение его содержания и структуры.

Для того, чтобы узнать, как старшеклассники относятся к выбору сферы деятельности, и установить, что влияет на него, обратимся к данным проведенного нами в 2014 году эмпирического исследования в форме социологического опроса, респондентами которого стали учащиеся 10–11 классов школ г. Ульяновска и Ульяновской области. Выборка составила 398 человек.

Опрос показал, что большинство старшеклассников слабо представляют себе будущую профессию и нередко рассматривают ее пока только как средство достижения жизненных благ. 41% молодых людей подчеркивают значение особого статуса, который они будут занимать в обществе, имея престижную профессию. Для 39% девушек и 40% юношей важен уровень заработной платы в ходе осуществления профессиональной деятельности (рисунок 1).

 

Рис. 1. Отношение учащихся к будущей профессиональной

деятельности (в индексах от числа опрошенных, n =398)

 

Важнейшую роль при выборе будущей профессии играет возможность успешной карьеры для 56% девушек и 47% юношей.

На будущую профессиональную деятельность детей влияет и выбор профессии родителей. По итогам исследования мы выявили следующую тенденцию: у 49% старшеклассников, для которых важны творческий характер и содержание работы, родители имеют социально-гуманитарный профиль образования. Возможность повышения квалификации и личностного роста наиболее значима для ребят, родители которых имеют медицинское образование (44%).

Данные эмпирического исследования показывает, что на сегодня у молодежи ценностное отношение к профессии либо не сформировалось совсем, либо сформировалось слабо. У старшеклассников отсутствует готовность самостоятельно выбирать и реализовывать свою профессиональную карьеру, отмечается снижение мотивации к достижению успеха. Следовательно, остро стоит проблема приобщения молодых людей к профессии как базовой культурной ценности.

Для того, чтобы определить, какие компоненты необходимо включить в работу со старшеклассниками, чтобы помочь им в формировании ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, необходимо уточнить содержание «ценностного отношение» и исследовать его структуру.

Рассматривая ценностное отношение, мы будем опираться на понятие, сформулированное В.А. Сластениным. Автор под ценностным отношением понимает внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений [4, с. 78].

Объектами ценностного отражения, которые выделяет исследователь, являются значимые для человека предметы и явления. Отмечается приоритетность ценностного отношения к профессии и профессиональной деятельности среди различных видов ценностного отношения человека[1].

Рассматривая ценностное отношение применительно к профессии, мы опираемся на понятие, предложенное А.А. Лазаревым. Он считает, что это «эмоциональный процесс, включающий понимание старшеклассниками ценности выбранной профессии, важности труда в жизни человека, активно-положительное отношение учащихся к будущей профессиональной деятельности» [3, с. 8]. Опираясь на данное понятие, мы и будем анализировать компоненты рассматриваемого нами процесса.

Над исследованием структуры ценностного отношения работали такие ученые, как А.А. Деркач, А.Л. Позднякова, Н.Г. Ермакова, Разбегаева Л.П., Е.Е. Морозова, О.А. Федорова. Все предложенные ими структуры ценностного отношения включают в себя когнитивный компонент, определяемый стремлением к достижению более высокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, «знаний о ценностях профессиональной деятельности, содержании ее ценностных аспектов» [3, с. 134]. Помимо этого, А.Л. Позднякова выделяет рефлексивный, а А.А. Деркач ― мотивационный компонент, однако оба исследователя наполняют их похожим содержанием, заключающимся в умении сопоставлять освоенные профессиональные ценности с актуальной системой ценностей. Далее наблюдается расхождение в структуре ценностного отношения у данных исследователей: А.А. Деркач выделяет эмоциональный (проявляющийся в удовлетворении избранной профессией, находящий свое выражение в особом отношении специалиста к объекту и субъекту профессиональной деятельности) и волевой (представленный в способностях преодолевать трудности в процессе профессиональной подготовки и профессионализма) компоненты, а А.Л. Позднякова ― коммуникативный (умение работать в сотрудничестве, устанавливать партнерские отношения) и технологический (наличие умений использовать ценностно-ориентированные технологии). Важно отметить, в ряде работ уделяется внимание деятельностному компоненту (Н.Г. Ермакова, Разбегаева Л.П., Е.Е. Морозова, О.А. Федорова), который представляется как оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции ценности в процессе деятельности.

Непосредственно у старшеклассников ценностное отношение к профессии рассматривал А.А. Лазарев. Он предлагает 3 компонента: содержательный (формирование системы знаний о профессионально-групповых ценностях, а также личностных качеств учащихся как активных субъектов общества; закрепление полученных из различных школьных предметов аксиологических знаний), культурно-познавательный (закрепление знаний о культуре жизнедеятельности, приобщение к достижениям в области культуры при изучении общечеловеческих ценностей в целях создания условий к восприятию познавательных потребностей как лично значимых), мотивационно-ценностный («изучение мотивов выбора будущей профессии, ориентирование на саморазвитие и самообразование») [2, с. 17].

Определяя, чья позиция нам более близка, уточним содержание «отношения». Упорные исследования данного феномена проводил психолог В.Н. Мясищев. Ученый определил его как одну из форм отражения человеком окружающей его действительности, как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»; «потенциал, проявляющийся сознательной активной избирательностью переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном, социальном опыте» [1]. В.Н. Мясищев обращает особое внимание на то, что эмоция является обязательным компонентом отношения. В числе рассмотренных нами работ эмоциональный компонент включает структура, предложенная А.А. Деркачом.

Таким образом, опираясь на изученные положения относительно структуры ценностного отношения различных ученых и на упоминание В.Н. Мясищевым эмоционального компонента, реализация которого обеспечивает эмоциональную окраску деятельности и выражает определенное отношение к тому или иному ее виду, мы принимаем позицию А.А. Деркача. По нашему мнению, педагогическая технология, направленная на активизацию каждого из описанных им компонентов в процессе подготовки старшеклассников к выбору сферы деятельности, будет способствовать к формированиюценностного отношения к будущей профессии. 

 

 

Список литературы:

 
  1.   Басалаева Н.В. Психолого-педагогические основания ценностного отношения к выбранной профессии студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В. и др. // Современные проблемы науки и образования. ― 2015. ― № 3. ― Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17410
  2.  Лазарев А.А. Педагогические условия воспитания ценностного отношения учащихся старших классов к будущей профессии [Электронный ресурс] : автореферат дис. ... канд. пед. наук. ― 2010. ― Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003492004#?page=1
  3.   Позднякова А.Л., Чижакова Г.И. Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник ТПГУ. ― 2009. ― № 7. ― С. 132−136. ― Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-tsennostnogo-otnosheniya-buduschego-spetsialista-ekonomicheskoy-sfery-k
  4.  Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. ― М. : Академия, 2003. ― 192 с. 
 
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»