В силу сложившихся исторических и географических особенностей Казахстана - огромная площадь (более 2717,0 тыс. кв. км), и низкая плотность населения (5,5 чел./км2), - в республике имеется очень много малокомплектных школ (МКШ), содержание которых обходится дорого бюджету. По данным сайта BNews.kz на 2011 год количество МКШ в Казахстане составило 56% от общего числа школ. Особый статус МКШ как образовательно-воспитательного, культурного центра, а также как фактора, способствующего закреплению населения, занятого в производственной сфере хозяйства, требует внимательного, бережного отношения к её проблемам.
Понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании», (ст.1 п.23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий».
Не смотря на все созданные в стране условия, перед педагогом всегда становится проблема – как правильно построить урок в МКШ. Школа, в которой проводится эксперимент, также считается малокомплектной, однако совмещенных классов комплектов нет, т.к. в среднем звене средняя наполняемость классов – 13-17 учащихся. Однако в старших классах картина совсем иная. После окончания девятого класса большая часть выпускников поступает в колледжи, чтобы получить профессию. Средняя наполняемость классов в старшем звене – 3-5 человек. Поэтому перед каждым учителем нашей школы, как и в других МКШ, остро звучит вопрос методики преподавания своего предмета.
Учителя, которые работают в больших классах наполняемостью тридцать учащихся и более, очень часто думают, что преподавать в классах с таким количеством учеников очень легко и просто. Не спорю, конечно, очень много индивидуальной работы проводится с учащимися на уроке. Но в таких классах есть тоже свои проблемы. Перечислю только некоторые из них:
- ученики резко отличаются по уровню знаний. Очень часто в сельских школах (а именно они чаще всего малокомплектные) ученики переходят в десятый класс не потому, что хотят поступить в высшие учебные заведения, более углубленно изучать предметы, а только потому, что по каким-либо причинам не удалось поступить в колледж. Поэтому ежегодно в десятом классе есть ученики с очень низким уровнем усвоения материала, которые не в силах усвоить усложненную программу старшего звена. А математика старших классов насыщена сложными для восприятия учащимися формулами.
- очень сложно разнообразить формы и методы работы на уроке в классе, где низкая наполняемость учащихся. В таких классах не удается применить групповые формы работы, различные методы и приемы критического мышления, которые учащимся были бы очень интересны в работе.
- комплексы учащихся, связанные с индивидуальными особенностями учащихся. Очень часто, работая в таких классах, встречаю детей, которые боятся (стесняются) оставаться наедине с учителем, обсуждать с ним какие-то вопросы. Остро эта проблема просматривается на открытых уроках, либо на уроках, когда присутствует администрация школы.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что методика преподавания математики в таких условиях должна быть особенной. Конечно же, работа на уроке строится с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Учащиеся с низким уровнем усвоения учебного материала, очень часто могут только воспроизводить по образцу. С учащимися, которые лучше усваивают материал, применяются методы взаимообучения, при которых ученики имеют возможность лучше усвоить изучаемое, так как ученику необходимо донести учебный материал так, чтобы это было доступно и понятно другому учащемуся. В таком случае у сильных учащихся развивается навыки критического мышления, так как ученик читает, анализирует, выделяет главное, проводит сравнения и т.д.
В данной статье необходимо было раскрыть проблему преподавания математики в старшем звене в условиях малокомплектной школы. Данная проблема в Казахстане очень актуальна, однако адаптированной методики преподавания математики в старшем звене в условиях МКШ еще нет, а это значит есть к чему стремится.
Список литературы:
1. Концепция развития малокомплектных школ в Республике Казахстан на 2011-20120 годы.
2. Сартакова, Е. Е. Разновозрастные формы обучения в условиях малокомплектной школы: учеб. пособие. / Сартакова Е.Е. - Томск: изд-во ТГПУ, 2007.- 68 с.