+7 989 669 15 15



Особенности методики проведения практического занятия по криминалистике в рамках темы «судебная фотография» (приемы и методы использования судебной фотографии на занятиях по криминалистике)




Аминжанова Регина Эркиновна

студент
Новосибирский юридический институт
филиал Национального исследовательского Томского государственного университета , г. Новосибирск


Аннотация: Статья посвящена приемам и методам провидения у студентов практических занятий по судебной фотографии. Выявлены наиболее часто встречающиеся ошибки студентов при съемке осмотра места происшествия, даны рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: криминалистика, судебная фотография, обучение, практические занятия, студенты.




Библиографическое описание: Аминжанова Р.Э. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ В РАМКАХ ТЕМЫ «СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ» (ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ФОТОГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ) [Текст] // Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика: сборник материалов 17-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 17 апреля, 2016 г.)- Махачкала: Издательство «Апробация». С. 69-71


Проведение практических занятий по криминалистике преследует цель закрепить и углубить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения дисциплины. Как верно отмечается в работе Бахарева Н.В и Шалимова А.Н. во время практических занятий по криминалистике должна быть сформулирована устойчивая потребность использования программно-целевого, ситуационного, комплексного и других современных методов выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений [1].

Реализация этой потребности обеспечивается в том числе и применением средств и методов судебной фотографии. Судебная фотография является одним из важных разделов криминалистической техники, но полученные знания, в рамках данной темы, применяются на протяжении всего курса.

Содержание темы «Судебная фотография» дает широкие возможности использования инновационных образовательных технологий, что существенно повышающих полноту овладения теоретическими знаниями по криминалистике и практических навыков будущей профессии. Студенты, обучающиеся с применением инновационных способов обучения, имеют более высокий уровень развития по различным показателям. Практические занятия по судебной фотографии могут проводиться как на криминалистическом полигоне, так и на местности, обозначенной преподавателем. В независимости от места проведения занятий должны быть созданы специальные условия для решения поставленных задач.

Криминалистический полигон позволяет осуществить реконструкцию места преступления и системы следов, оставленных преступником [2]. В таких условиях применение судебной фотографии является более целенаправленным. Однако в связи с тем, что криминалистический полигон является помещением, в данном случае для более точного и полного освоения судебной фотографии может потребоваться дополнительное освещение, что так же может повлиять на качество полученных фотографий и соответственно полноту изучаемой и фиксируемой информации. В учебно-методических целях преподаватель должен обращать внимание студентов на подобные технические тонкости.

Особого внимания заслуживает такая форма проведения занятий как деловая игра - активный метод обучения, в котором участвуют студенты, исполняющие соответствующие роли, преподавателем. Данная форма проведения занятий способствует развитию у студентов нестандартного мышления, а кроме формирует у них представление о реальной профессиональной следственной деятельности и роль специалиста - криминалиста в ней.

Данная форма проведения занятий может применяться в независимости от изучаемой темы и места проведения занятия.

Следует также обратить внимание обучающихся на то, что судебная фотография так же используется в оперативно-розыскной деятельности. Так при оперативно-розыскных мероприятиях используется фото- и видео- съемка, при этом, результаты фотосъемки оформляются в виде фототаблиц и могут быть использованы в процессе доказывания, при условии, если представлены следователю в законном порядке [3].

Кроме того, хочется отметить что судебная фотография применяется при изучении иных разделов криминалистики – криминалистической тактики и методики. Применение судебной фотографии тесно связанно с осмотром места происшествия, не менее продуктивным является дополнительное обучение студентов на виртуальных тренажерах, в которые интегрированы фото-, видео- и аудиоматериалы. Одним из таких тренажеров выступает обучающая программа по криминалистике "Виртуальный Осмотр". Данная программа разработана Компанией "ФСА".

Производительная обучающая система позволяет [4]:

•    получать и совершенствовать навыки работы с криминалистической техникой и инструментами, выдвигать гипотезы и проигрывать версии

•    моделировать (создавать) ситуации различного уровня сложности, редактировать их, прикреплять дополнительный контент (фото-, видео-, аудиоматериалы)

•    обеспечивают несравнимое ощущение погруженности и включенности в процесс

В ходе проведения практических занятий по тактике осмотра места происшествия, студентами применяется запечатлевающая фотография (ориентирующая, обзорная, узловая, детальная съемка). В рамках данной темы студенты обучаются приемам и методам судебной фотосъемки.

Проведенный анализ практических работ студентов, выявил ряд типичных ошибок, совершаемых студентами при фотосъемке и составлении протокола осмотра места происшествия:

1.  Результаты осмотра фиксируются в протоколе, на плане и фотоснимках небрежно и неточно, обнаруживаемые при осмотре объекты лишь называются в протоколе, а не описываются, и это приводит к утрате доказательственной информации;

2.  При панорамной фотосъемке часто искажается вид объекта, что может создать не правильное представление об объекте и тем самым привести к утере объективной информации о месте совершения преступления;

3.  При ориентирующей фотосъемке студенты зачастую не чувствуют границ ориентирующей местности, а именно снимки делаются слишком далеко от самого места происшествия, что не дает точного представления относительно расположения места происшествия на местности;

4.  При выполнении детальной съемки некоторые объекты необходимо фотографировать с обеих сторон, поскольку это очень важно для следствия, так как следы преступления могут остаться на одной из сторон объекта.

Однако данная рекомендация студентами не соблюдается, что может привести к утере доказательственной информации;

5.  Зачастую, студенты путают детальную и узловую фотосъемку;

6.  При выполнении детальной съемки необходимо обращать внимание на контрастность фона, при котором осуществляется съемка объекта. То есть, темные объекты следует фотографировать на светлом фоне, а светлые объекты на темном фоне. Однако данная рекомендация соблюдается далеко не всегда, а вместе с тем данная ошибка может привести к утере важной информации относительно самого снимаемого объекта.

В связи с этим преподавателю, организуя практические занятия, необходимо уделять должное внимание на ошибки, совершаемые студентами, и отрабатывать их. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что существуют некоторые проблемы понимания студентами теоретических и практических основ судебной фотографии.

При этом, углубленное практическое изучение раздела криминалистики «Судебная фотография» прививает студентам устойчивые навыки применения новейших технико-криминалистических средств, приемов, методов обнаружения, фиксации, изъятия, исследования различных следов и иных вещественных доказательств. Кроме того, применение подобных приемов и методов обучения, позволяет развивать организаторские способности и следственное мышление, помогает в приобретении навыков производства следственных и тактических действий, выдвижения следственных версий и планирования расследования по уголовным делам.

 

Список литературы:

1. Бахарев Н.В. Учебно-методическое пособие по криминалистике / Бахарев Н.В., Шалимов А.Н. // Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. - 16 с.

2. Толстолуцкий В.Ю. Обучение выдвижению версий на криминалистическом полигоне с помощью компьютерной программы «ФОРВЕР» / Толстолуцкий В.Ю. Кузенкова Г.В. // International Journal of Open Information Technologies: Выпуск № 1. том 2. 2014. - 9с.

3. Глазунов Б.Б. Комментарий к Инструкции от 27 сентября 2013 г. о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд / Б.Б. Глазунов, А.Ю. Шумилов, А.Ю. Козловский, под ред. А.Ю. Шумилова. М. // издательский дом Шумиловой И.И., 2014. – 64 с.

4. Виртуальный осмотр. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fsa3d.com/products/sk_umk/, свободный. - Загл. с экрана.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.