В современных условиях развития образования большое место в учебных планах отводится вариативной части, дисциплинам по выбору студентов. Одной из достаточно часто встречающихся в блоке дисциплин по выбору в юридических вузах выступает дисциплина «Страховое право». Она играет важную роль в формировании у будущего юриста максимально полных представлений о регулировании отношений в сфере страхования, а также о единстве и противоречиях существующей в Российской Федерации системы страхового законодательства. В связи с этим освоение дисциплины «Страховое право» является одной из составляющих полноценной подготовки юриста-профессионала.
Дисциплина «Страховое право» предназначена для того, чтобы студенты системно изучили основные нормы российского страхового законодательства, а также правовые институты страхового права. Кроме того, данная дисциплина сориентирована на выработку и закрепление практических навыков толкования и применения правовых норм, в том числе изучение юридических особенностей составления договора страхования, заполнения страхового полиса, аварийного сертификата и других документов, основанных на нормах страхового права.
Таким образом, в ходе изучения дисциплины «Страховое право» студенты должны изучить основные направления развития страхового права, ознакомиться с практикой применения норм законодательства о страховании.
При этом в ходе реализации образовательной программы преподаватели и студенты должны обратить внимание на следующие моменты. Страховое право представляет собой довольно сложный правовой институт. Многие вопросы страхового права носят спорный характер, толкование норм страхового законодательства не отличается последовательностью и научной обоснованностью.
Рассмотрение вопроса о сущности страхового права и его места в системе права до настоящего времени остается актуальным и дискуссионным. В первую очередь, это связано с тем, что страховое право - это комплексное образование, сочетающее нормы публичного и частного права.
Как справедливо отмечает В.С. Белых, «страховое право как комплексное образование не имеет собственного предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании. Формирование и развитие страхового права происходит на стыке публичного частного права» [1, с. 57].
Большую сложность для изучения представляет отсутствие кодифицированного закона, закрепляющего нормы страхового права. Наряду с нормами главы 48 ГК РФ студенты должны изучать и специальные законы, посвященные отдельным видам страхования («Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств», «О взаимном страховании», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и др.) и организации страхования в целом («Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Кроме того, многие нормы страхового права содержатся в правовых актах, в названиях которых вообще не содержится указания на регулирование страховых отношений (например, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Основы законодательства РФ о нотариате и др.).
Вторая проблема, с которой приходится сталкиваться в ходе преподавания страхового права, - это недостаточность учебников по названной дисциплине. Большинство учебников и учебных пособий называются «Страхование», что отражается на их содержании: авторы рассматривают больше экономические, чем юридические, проблемы. Поэтому студенты самостоятельно должны анализировать положения отдельных договоров страхования и выделять их существенные условия, признаки, содержание на основе комплексного анализа имеющейся литературы и норм ГК РФ и соответствующих федеральных законов.
Решению данной задачи будет способствовать углубленное изучение специальной литературы (научных статей, монографий), посвященных проблемам страхового права. Особое внимание нужно уделять публикациям, содержащимся в журналах «Страховое право» и «Страховое дело», поскольку в последних целенаправленно публикуются материалы, касающиеся проблем страхования и страхового права.
Следует отметить, что в работе над учебным материалом наиболее эффективным приемом явлются систематизация информации, приведение ее в структурно-логическую схему и визуальную форму в виде схематизирования ответов на вопросы, что способствует наилучшему запоминанию учебного материала. В процессе прочтения лекций в учебном комплексе рекомендуется помечать для себя вопросы, которые требуют дополнительного рассмотрения, чтобы в дальнейшем при изучении дополнительной литературы, нормативных актов постараться найти более подробную информацию.
Особенности содержания и подхода к изучению страхового права обусловливают и специфику организации и проведения семинарских (практических) занятий по указанной дисциплине. В частности, подготовка к семинарскому занятию должна включать ответы на формализованные задания, которые подводят итог изучения смысловых блоков темы. Это могут быть:
1) теоретические вопросы, ответы на которые можно найти в научной, учебной литературе либо в нормативных правовых актах;
2) ситуационные задачи, ставящие студента перед выбором путей решений и способствующие выработке умения применять нормы права для разрешения конкретных жизненных ситуаций;
3) практические задания, требующие систематизации знаний и отражения их в виде таблиц и схем.
По окончании изучения дисциплины студенты должны самостоятельно сделать вывод о месте страхового права в системе права России, определить предмет и метод данной отрасли (комплексного образования), проанализировать частно-правовые и публично-правовые начала страхования.
Учет приведенных выше особенностей преподавания страхового права будет способствовать эффективному формированию профессиональных компетенций будущих студентов-юристов.
Список литературы:
1. Белых, В.С. Теория хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений в России / В.С. Белых // Государство и право. - 1995. - № 11. - С. 57.
2. Смирнова, М.Б. Страховое право: Учебное пособие / М.Б. Смирнова. - М.: Юстицинформ, 2007. - 320 с.
3. Фогельсон Ю.Б. Страховое право: теоретические основы и практика применения: монография / Ю.Б. Фогельсон. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 576 с.