ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАТУРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ТРЕНАЖЕРНО-ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ




Шиков Алексей Николаевич

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, доцент кафедры «Интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере», г. Санкт-Петербург.

В статье изложены основные положения, принятые при планировании и реализации натурного эксперимента по оценке эффективности системы автоматизированного педагогического контроля в типовой тренажерно-обучающей системе.

Ключевые слова: Ключевые слова: автоматизированное учебное занятие (АУЗ),тренажерно-обучающая система (ТОС),система автоматизированного педагогического контроля (САПК),натурный эксперимент,программные средства (ПС).




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Во многих компьютерных тренажерно-обучающих системах (ТОС) основным выявленным противоречием является несоответствие дидактических возможностей целям и задачам подготовки. Оно представляет собой принципиальное препятствие на пути повышения качества профессиональной подготовки. Одним из основных средств устранения данного противоречия является внедрение в состав программного обеспечения ТОС систем автоматизированного педагогического контроля (САПК), обеспечивающих диагностику деятельности обучающихся, оценку качества их подготовки и эффективность процедур управления обучением.

В качестве первоочередной задачи автоматизации педагогического контроля на тренажерах определены задачи разработки следующих формализованных методов контроля:

-      методов целеполагания и принятия решения, включающих методы постановки задач педагогического контроля, методы выбора состава контрольных заданий для диагностики качества деятельности обучающихся и методы определения видов, форм и методов педагогического контроля;

-      методов анализа результатов контроля, включающих методы оценки эффективности применяемых способов и организационных форм обучения, методы выявления и анализа причин неправильных действий обучающихся и методы оценки эффективности педагогического контроля в процессе учебных мероприятий.

Содержание этих задач было уточнено в процессе разработки обобщенной модели организации педагогического контроля на тренажерных средствах. Была обоснована номенклатура задач управления педагогическим контролем, решение которых требует первоочередной формализации:

1)   определение рационального состава контролируемых элементов сценария автоматизированных учебных занятий (АУЗ);

2)    синтез рациональной последовательности элементов педагогического контроля в сценарии АУЗ;

3)    определение элементов индивидуальной процедуры педагогического контроля;

4)    определение интенсивности деятельности обучающегося и педагогического контроля этой деятельности.

Решение данных задач и составило содержание исследования, в результате которого были разработаны:

- метод организации педагогического контроля при проведении АУЗ (реализуется на этапе разработки сценария и подготовки к проведению АУЗ, определяет модели и алгоритмы выбора рационального состава и рациональной последовательности контролируемых элементов сценария АУЗ в соответствии с целями обучения и логикой построения сценария АУЗ);

- метод и алгоритмы индивидуального контроля деятельности обучающегося (реализуется в процессе тренажерной подготовки, определяет модели и алгоритмы выбора процедур контроля и интенсивности их реализации в соответствии со спецификой индивидуальной учебной деятельности обучающегося).

Модели и алгоритмы, которые составляют содержание этих методов, хотя и базируются на твердом фундаменте математики, теории управления, эргономики и педагогики, но являются теоретическими умозаключениями. Их истинность должна быть подтверждена практикой ¾ результатами натурного эксперимента. “Эксперимент вовсе не является принадлежностью только эмпирического исследования: он включается и в состав исследований, проводимых на теоретическом уровне для проверки истинности абстрактно-теоретических построений. … Для обоснованного подтверждения истинности любых абстрактно-теоретических построений в соответствующем эксперименте должно быть искусственно воспроизведено изучаемое явление в тех благоприятных условиях, которые наиболее полно отвечают уровню абстракции проверяемых теоретических положений. В этом случае эксперимент приобретает действительно научный характер и обеспечивает исследователю целый ряд преимуществ по сравнению с простым наблюдением” [1;78].

В соответствии с общей методологией педагогических исследований [2;137] проверка теоретических положений требует проведения натурного эксперимента, в нашем случае - эксперимента по оценке эффективности САПК, созданной на основе тех моделей и алгоритмов, которые были разработаны в процессе данного исследования.

Целью натурного эксперимента является оценка работоспособности САПК и ее дидактической эффективности.

“При исследовании сложных педагогических явлений нельзя ограничиваться выявлением суммарного эффекта комплекса педагогических воздействий, а необходима изолированная проверка истинности или эффективности каждого отдельного приема, фактора, условия; иначе говоря, необходима постановка более узких, но зато более точных педагогических экспериментов” [2;93]. Поэтому адекватная оценка работоспособности разработанных моделей и алгоритмов требовала раздельной оценки их дидактической эффективности. В результате анализа влияния разработанных моделей и алгоритмов на деятельность обучающихся в процессе проведения АУЗ было выявлено, что непосредственное интегральное воздействие САПК на обучающегося формируется под влиянием трех основных факторов, включающих:

- избранную совокупность контролируемых элементов деятельности и последовательность их контроля;

- процедуру реализации педагогического контроля;

- темп подачи информации о развитии ситуации учебного задания.

В качестве основного показателя качества и эффективности обучения рассматривается степень обученности, как оценка качества усвоения обучающимися изучаемого вида деятельности в соответствии с определенными нормативными показателями. Показатели обученности формируются в результате совместного влияния всех трех выше перечисленных факторов, что исключает непосредственную оценку влияния каждого из них. Для решения задачи раздельной оценки влияния перечисленных выше факторов при планировании и организации эксперимента было необходимо:

1) Выбрать модель описания эксперимента, определить основные факторы и соответствующие им отклики, а также корректные методы обработки полученных результатов.

2) Определить и реализовать условия внутренней и внешней валидности проведения эксперимента, обеспечивающие интерпретацию и воспроизводимость результатов.

Применительно к традиционному учебному процессу педагогический контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, навыков и умений, определяющих степень достижения целей обучения. Академик Роберт И.В. отмечает, что «…вместе с тем уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что организацию контроля результатов учебной деятельности, тренировки для усвоения определенных умений и навыков целесообразно осуществлять с использованием ПС [3;42]».

На основе анализа значений параметров полученных экспериментальных результатов можно сделать следующие выводы:

- разработка дидактически эффективных сценариев АУЗ и эффективная организация компьютерной тренажерной подготовки невозможна без организации эффективного педагогического контроля деятельности обучающихся;

- эффективная автоматизация педагогического контроля деятельности обучающихся может быть достигнута только путем комплексного внедрения и правильного сочетания автоматизируемых функций контроля, раздельное их использование желаемого эффекта не дает;

- неправильный выбор сочетания автоматизируемых функций контроля способен практически полностью аннулировать все потенциальные дидактические возможности САПК.

 

Список литературы:

1.        Печников А. Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. - Петродворец: ВВМУРЭ им. А.С. Попова, 1995. –326с.

2.        Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований, - М.: Педагогика, 1986. - 208 c.

3.        Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.// – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»