Во многих компьютерных тренажерно-обучающих системах (ТОС) основным выявленным противоречием является несоответствие дидактических возможностей целям и задачам подготовки. Оно представляет собой принципиальное препятствие на пути повышения качества профессиональной подготовки. Одним из основных средств устранения данного противоречия является внедрение в состав программного обеспечения ТОС систем автоматизированного педагогического контроля (САПК), обеспечивающих диагностику деятельности обучающихся, оценку качества их подготовки и эффективность процедур управления обучением.
В качестве первоочередной задачи автоматизации педагогического контроля на тренажерах определены задачи разработки следующих формализованных методов контроля:
- методов целеполагания и принятия решения, включающих методы постановки задач педагогического контроля, методы выбора состава контрольных заданий для диагностики качества деятельности обучающихся и методы определения видов, форм и методов педагогического контроля;
- методов анализа результатов контроля, включающих методы оценки эффективности применяемых способов и организационных форм обучения, методы выявления и анализа причин неправильных действий обучающихся и методы оценки эффективности педагогического контроля в процессе учебных мероприятий.
Содержание этих задач было уточнено в процессе разработки обобщенной модели организации педагогического контроля на тренажерных средствах. Была обоснована номенклатура задач управления педагогическим контролем, решение которых требует первоочередной формализации:
1) определение рационального состава контролируемых элементов сценария автоматизированных учебных занятий (АУЗ);
2) синтез рациональной последовательности элементов педагогического контроля в сценарии АУЗ;
3) определение элементов индивидуальной процедуры педагогического контроля;
4) определение интенсивности деятельности обучающегося и педагогического контроля этой деятельности.
Решение данных задач и составило содержание исследования, в результате которого были разработаны:
- метод организации педагогического контроля при проведении АУЗ (реализуется на этапе разработки сценария и подготовки к проведению АУЗ, определяет модели и алгоритмы выбора рационального состава и рациональной последовательности контролируемых элементов сценария АУЗ в соответствии с целями обучения и логикой построения сценария АУЗ);
- метод и алгоритмы индивидуального контроля деятельности обучающегося (реализуется в процессе тренажерной подготовки, определяет модели и алгоритмы выбора процедур контроля и интенсивности их реализации в соответствии со спецификой индивидуальной учебной деятельности обучающегося).
Модели и алгоритмы, которые составляют содержание этих методов, хотя и базируются на твердом фундаменте математики, теории управления, эргономики и педагогики, но являются теоретическими умозаключениями. Их истинность должна быть подтверждена практикой ¾ результатами натурного эксперимента. “Эксперимент вовсе не является принадлежностью только эмпирического исследования: он включается и в состав исследований, проводимых на теоретическом уровне для проверки истинности абстрактно-теоретических построений. … Для обоснованного подтверждения истинности любых абстрактно-теоретических построений в соответствующем эксперименте должно быть искусственно воспроизведено изучаемое явление в тех благоприятных условиях, которые наиболее полно отвечают уровню абстракции проверяемых теоретических положений. В этом случае эксперимент приобретает действительно научный характер и обеспечивает исследователю целый ряд преимуществ по сравнению с простым наблюдением” [1;78].
В соответствии с общей методологией педагогических исследований [2;137] проверка теоретических положений требует проведения натурного эксперимента, в нашем случае - эксперимента по оценке эффективности САПК, созданной на основе тех моделей и алгоритмов, которые были разработаны в процессе данного исследования.
Целью натурного эксперимента является оценка работоспособности САПК и ее дидактической эффективности.
“При исследовании сложных педагогических явлений нельзя ограничиваться выявлением суммарного эффекта комплекса педагогических воздействий, а необходима изолированная проверка истинности или эффективности каждого отдельного приема, фактора, условия; иначе говоря, необходима постановка более узких, но зато более точных педагогических экспериментов” [2;93]. Поэтому адекватная оценка работоспособности разработанных моделей и алгоритмов требовала раздельной оценки их дидактической эффективности. В результате анализа влияния разработанных моделей и алгоритмов на деятельность обучающихся в процессе проведения АУЗ было выявлено, что непосредственное интегральное воздействие САПК на обучающегося формируется под влиянием трех основных факторов, включающих:
- избранную совокупность контролируемых элементов деятельности и последовательность их контроля;
- процедуру реализации педагогического контроля;
- темп подачи информации о развитии ситуации учебного задания.
В качестве основного показателя качества и эффективности обучения рассматривается степень обученности, как оценка качества усвоения обучающимися изучаемого вида деятельности в соответствии с определенными нормативными показателями. Показатели обученности формируются в результате совместного влияния всех трех выше перечисленных факторов, что исключает непосредственную оценку влияния каждого из них. Для решения задачи раздельной оценки влияния перечисленных выше факторов при планировании и организации эксперимента было необходимо:
1) Выбрать модель описания эксперимента, определить основные факторы и соответствующие им отклики, а также корректные методы обработки полученных результатов.
2) Определить и реализовать условия внутренней и внешней валидности проведения эксперимента, обеспечивающие интерпретацию и воспроизводимость результатов.
Применительно к традиционному учебному процессу педагогический контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, навыков и умений, определяющих степень достижения целей обучения. Академик Роберт И.В. отмечает, что «…вместе с тем уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что организацию контроля результатов учебной деятельности, тренировки для усвоения определенных умений и навыков целесообразно осуществлять с использованием ПС [3;42]».
На основе анализа значений параметров полученных экспериментальных результатов можно сделать следующие выводы:
- разработка дидактически эффективных сценариев АУЗ и эффективная организация компьютерной тренажерной подготовки невозможна без организации эффективного педагогического контроля деятельности обучающихся;
- эффективная автоматизация педагогического контроля деятельности обучающихся может быть достигнута только путем комплексного внедрения и правильного сочетания автоматизируемых функций контроля, раздельное их использование желаемого эффекта не дает;
- неправильный выбор сочетания автоматизируемых функций контроля способен практически полностью аннулировать все потенциальные дидактические возможности САПК.
Список литературы:
1. Печников А. Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. - Петродворец: ВВМУРЭ им. А.С. Попова, 1995. –326с.
2. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований, - М.: Педагогика, 1986. - 208 c.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.// – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.